Подходящий к концу 2010 год обещает стать очень успешным для российских производителей мороженого, а это более 250 предприятий, среди которых есть хладокомбинаты, производственные линии на молокозаводах и предприятия, специализирующиеся исключительно на производстве мороженого. На сегодняшний день доступна лишь статистика за первые шесть месяцев этого года — с линий российских производителей сошло почти 205 тысяч тонн мороженного, а это на 20 тысяч тонн больше, чем за первое полугодие 2009 года. А аномальная жара, во время которой почти все производственные линии работали в три смены, позволяет рассчитывать, что и вторая половина года оказалась не менее успешной для отечественных производителей.
Кроме увеличения объемов продаж в отрасли производства мороженного можно выделить и другие интересные тенденции:
- Ужесточение техники безопасности. Аварии, произошедшие на молокозаводах Петербурга и Кинешмы, заставили предприятия пересмотреть свои требования к промышленной безопасности. Так, например, на эксплуатацию аммиачных холодильных установок должны быть оформлены лицензии Ростехнадзора, оборудование не должно включаться без запорной автоматики, а для предупреждения загазованности используются сигнальные системы.
- Введение ГОСТов. 2009 год ознаменовался введением нового ГОСТа для мороженого из натурального сырья, и уже в этом году многие предприятия выпустили целые линейки продукции, соответствующей этому строгому стандарту. Одновременно с этим в Госдуму было внесено предложение о том, чтобы запретить производителям указывать слово «мороженое» на упаковке продукции из растительных жиров, заменив его на слово «мелорин». Сегодня этот проект находится на стадии рассмотрения, однако его принятие грозит серьезными потерями для производителей мороженого с растительными ингредиентами, на долю которых приходится до ? всего рынка — они уверены, что такое новшество вызовет недоверие к продукту у большей части потребителей.
- Акцент на натуральное сырье. Благодаря популярности идей и здоровом питании происходит переориентирование рынка спроса на натуральные продукты без ГМО, красителей и других добавок. Аналитики прогнозируют, что популярность мороженого из молока и сливок с каждым годом будет все увеличиваться, вытесняя мороженое на водной и растительной основе. Этого же тренда придерживаются и производители — на прошедшем в феврале этого года Салоне Мороженого большую часть наград собрали марки мороженого с максимально простым и натуральным составом.
- Централизация и укрупнение рынка. В 2010 году в тройку лидеров вошли такие гиганты, как Unilever, Русский холод и Талосто, на долю которых пришлось более половины объема продаж, в то время, как еще в 2008 году они занимали чуть меньше 30% рынка. Секрет успеха этих компаний — укрупнение производства, мощная рекламная поддержка и акцент на качество и безопасность — начиная от получения лицензии Ростехнадзора на использование холодильного оборудования и заканчивая строгим выполнением всех пунктов Технического регламента на молочную продукции. Такому быстрому успеху лидеров рынка способствует и незначительная иностранная конкуренция, представленная лишь холдингом Nestle.