Большое количество транспортных происшествий, в том числе, связанных с тяжкими последствиями и смертельным исходом участников, дают повод к проведению не только плановых экспертиз транспортных средств, но и внеплановых исследований. Плановая техническая экспертиза транспортного средства обычно проходит, если возникает необходимость оценки реальной стоимости автомобиля, в ситуации, когда автомашина отправляется на ответственные работы с целью обеспечения безопасности людей. Могут быть и другие случаи плановых проверок экспертов. Но в любом случае во время таких экспертиз автомашины обычно исправны и используются своими владельцами.
Экспертиза, проходящая внепланово, часто происходит с привлечением независимых специалистов. Это необходимо в том случае, если владелец автомобиля рассчитывает на довольно крупные страховые выплаты из-за аварийной ситуации. Задача же страховой фирмы – заплатить по минимуму, не считаясь с истинным положением дел. Поэтому в таких ситуациях и необходим независимый специалист, участие которого поможет получить реальную оценку технического состояния машины. Он должен иметь специальное образование и опыт, позволяющие сделать правильную оценку технического состояния транспортного средства. Экспертиза подобного рода проходит, если автомашина в данный момент в аварийном состоянии, находится после дорожно-транспортного происшествия, повреждена посторонними людьми. Поводом для проведения внепланового исследования может выступить и непригодное состояние машины, полученное по другим причинам.
Во время проведения экспертизы специалистом устанавливаются, прежде всего, все внутренние и внешние повреждения. Помимо этого в процессе исследования эксперт дает общую оценку износа транспортного средства. Экспертиза должна дать ответ на вопрос, как дефекты и повреждения, найденные во время проверки, могут повлиять на возможность использование автомобиля.