Постоянный рост производства изделий из древесины потребовал и роста ее добычи. Соответственно, получила активное развитие лесозаготовительная отрасль промышленности, в которую входят вырубка леса, его транспортировка, переработка, сушка, хранение и другие операции. Для всех этих работ существуют различные виды лесозаготовительной техники, каждая из которых имеет собственное предназначение. Один из видов такой техники, предназначенной для перевозки сортимента и длинномерных пиломатериалов, их погрузки и разгрузки являются лесовозы.
Лесовозы могут быть самостоятельными самоходными механизмами, основанными на автомобильном или на тракторном шасси, а могут быть и лесовозными прицепами, перевозимые тягачом, в том числе в составе автопоездов, состоящих из тягача и одного-двух прицепов.
Такая техника должна принять груз сортимента в месте, где происходит валка леса, после чего доставить его по бездорожью в пункт назначения для продажи или дальнейшей переработки. Производители лесовозов постоянно стремятся к внедрению инноваций, улучшают конструкцию технических средств, чтобы техника была надежной, служила долго и отличалась все большей проходимостью по труднопроходимым маршрутам.
Устройство лесовозов
Лесовозы бывают двух видов – хлыстовозы, перевозящие бревна, которые еще не разделаны, и сортиментовозы, транспортирующие разделанные бревна фиксированной длины. Любой лесовоз состоит из:
- базового грузового шасси, обычно полноприводного, со всеми ведущими колесами, способного передвигаться по любым дорогам и имеющего мощный двигатель;
- дополнительного оборудования, которое позволяет загружать и разгружать лесовоз и закреплять при перевозке хлысты или сортимент плотно и надежно.
Это оборудование прежде всего содержит надрамник, на котором фиксируется сортимент и коники – фиксирующие устройства, удерживающие сортимент при движении. Коники бывают поворотными и распашными, откидными и замыкаемыми. По сути, стойки коников ограничивают положение загруженного сортимента и предохраняют его от выпадения. На лесовозе обычно устраивают ограждение между платформой и кабиной автомобиля, которое защищает водителя и пассажиров от смещения бревен по платформе параллельно оси машины.
Гидроманипуляторное оборудование
Современные лесовозы часто оборудуют гидравлическими манипуляторами, которыми можно поднимать сортимент и укладывать его на платформу. Для разных по типоразмеру шасси подбираются соответствующие по мощности манипуляторы.
Кран имеет специальный гидравлический захват, поднимающий бревна и укладывающий их на площадку. Обычно кран располагается между кабиной и ограждением платформы лесовоза, но если к лесовозу цепляется сортиментовозный прицеп, то кран закрепляют на заднем срезе шасси, чтобы с его помощью можно было загрузить и сам лесовоз, и прицеп, который за ним следует. Использование манипулятора крайне удобно при загрузке в полевых условиях, а также при выгрузке в пункте назначения.