Информация, оборудование, промышленность

Бензин авиационный ГОСТ 1012-72

Авиационный бензин ГОСТ 1012-72 применение

авиационный бензин ГОСТ 1012-72

Авиационный бензин по ГОСТу 1012-72 используют в каталитических крекингах, в прямых перегонках и реформинге, добавляя компоненты высокого качества, антиокислитель и этиловую жидкость. Изготовление авиационного бензина должно осуществляться по аналогичной технологии, с тех же компонентов и сырья, которые были использованы в создании бензинных образцов. Соответственно, данные образцы бензина проходят государственные испытания, допускаются к использованию в установленных порядках, имеющие только положительные результаты испытаний.

Компоненты высокого качества, которые добавляются авиационный бензин, в обязательном порядке должен быть в соответствии критериям, указанным в действующей нормативной и технической документации.

Авиационный бензин ГОСТ 1012-72 условия приемки

Условия приемок. Приятие авиационного бензина осуществляется партиями. Партия – это продукт, изготовление которого осуществляется в беспрерывном технологическом процессе, компонентный состав и показатель качества которого однороден; продукт может быть выполнен в любом количестве. Сопровождается он  одним документом, который регламентирует качество, выдается во время приемки, основанный на испытаниях объединенных проб.

Объем выборки по ГОСТу 2517.

Если как минимум один показатель содержит неудовлетворительный результат, испытание проводится заново с новой пробой и с этой же партии. Распространение результатов повторного испытания происходит на всю партию.

Авиационный бензин ГОСТ 1012-72 способы испытания

Способы испытания. Отбор пробы осуществляется по ГОСТу 2517. Объем объединенной пробы составляет 10 дециметров куб.

Наличие параоксидифениламина определяется на месте, где производится бензин. Не реже, чем раз в месяц определяется теплота сгорания, также на месте, где производится авиационный бензин.

Если возникли разногласия при оценивании качества авиационного бензина, показатель кислотности определяется по ГОСТу 5985.

Наличие свинца в авиационном бензине, которое получено по ГОСТу 28782, пересчитывается на содержание тетраэтилсвинца (С1) в граммах на1 килограмм авиабензина по формуле:

 

 

С1=

 

 

С • 1,561 • 1000

Р

Где такие обозначения как Р – плотность авиационного бензина, в кг на м куб.

С – содержание свинца в авиационном бензине по ГОСТу 28782, в г на дм куб.

1,561 - коэффициент перерасчета наличия свинца на тетраэтилсвинец

Если возникают разногласия в оценивании такого показателя авиационного бензина, как "Массовая концентрация фактических смол" проводится определение по ГОСТу 1567.

Такие свойства, как цвет, прозрачность и наличие примесей с водой в авиабензине определяются визуально.

Если авиационный бензин поместить в стеклянную тару в форме цилиндра с диам 40-55 мм, должна присутствовать прозрачность и должны отсутствовать на дне или взвешенные посторонние примеси; так же должна отсутствовать вода.

Установления наличия свинца с тетраэтилсвинцом

Данный способ используется для установления наличия свинца концентрацией в 0,7 - 1,7 г/дм3 с тетраэтилсвинцом (ТЭС) в 1,5 - 3,5 г/кг.

Суть данного способа в том, что разлагаются алкидные соединения с помощью насыщенного раствора йода, после этого комплексонометрическое титрование раствора динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты в присутствии ксиленолового оранжевого индикатора.

Используемые материалы, реактивы и аппаратура

  • лабораторные весы для общего предназначения, наибольший предел взвешивания200 грамм, второй класс точности по ГОСТу 24104.
  • нефтяные ареометры по ГОСТу 18481.
  • ртутные стеклянные термометры ТЛ-44-Б2 по ГОСТу 28498
  • цилиндры по ГОСТу 1770, вместимость 10, 25, 50 и 100 куб. см, исполнение 1.
  • колбы исполнения 2, вместимость 100 и 1000 куб см, ГОСТ 1770
  • колбы исполнения 1, тип КН, вместимость 250 куб см ТС, ГОСТ 25336
  • бюретки, исполнение 1, класс2, вместимость 5, 10, 25 куб см по НТД
  • пипетки, исполнение 1-2, по НТД, класс 2, вместимость 5, 10, 15 куб см.
  • прямой воздушный холодильник
  • дефлегматор 250-19 на 26-29 на 32
  • лабораторный автотрансформатор по типу ЛАТР-2
  • электроплитка закрытой спирали
  • стеклянная палочка
  • склянка со стеклом темного цвета
  • йод, ч.д.а.
  • динатриевая соль кислоты этилендиаминтетрауксусной (ди-Nа-ЭДТА) по ГОСТу 10652, раствор с концентрацией в 0.01 моль на куб дм
  • азотнокислый свинец II, х.ч.,  по ГОСТу 4236 либо по НТД либо ос.ч. по НТД
  • оранжевый ксиленоловый индикатор
  • технический уротропин по ГОСТу 1381 либо др марки не меньше технического по физическим и химическим показателям
  • соляная кислота, х.ч., по ГОСТу 3118 либо ос.ч. по ГОСТу 14261, тогда как раствор в 0.1 моль на дм куб.
  • бензин Нефрас С-50/170 в соответствии по ГОСТу 8505 либо сз 80 на 120, С^ = 80/120 по ГОСТу 443
  • вода дистиллированная рН 5,4-6,6.
  • разрешено применение реактивов квалификации, которая не меньше той, что указана в методе

Подготовительные меры для испытания

Подготовка насыщенного йодного раствора. Помещается 100 куб см авиационного бензина в склянку притертой пробки с темным стеклом, после этого добавляется (6,0 0,5) грамм йода кристаллического, погрешность взвешивания не больше, чем0.1 грамм. Содержимое склянки тщательно перемешивается и помещается в место, где нет света не меньше, чем за 24 часа до того, как авиационный бензин насытится йодом при температуре, равной окружающей среде. Хранение не больше, чем трое суток.

Подготовка уротропинного раствора. В 70-80 куб сантиметров дистиллированной воды растворяют навеску уротропина весом (50,0 0,5) грамм,  используя мерную колбу объемом в 100 куб см, доводя до метки объем.

Подготовка  0,01 моль/куб дм свинцового азотного кислого р-ра. (3,3 0,1) грамма азотно-кислого свинца перемещают в мерную колбу объемом в 1000 куб см, после этого добавляют 500 куб см дистиллированной воды, хорошо перемешивают и доводят до метки объем.

Подготовка 0.01 моль/куб дм р-ра ди -Na-ЭДТА.  Растворяется в мерной колбе объемом в 1000 куб см в навеску ди-Nа-ЭДТА весом (3,7 0,1) грамм в 400-500 куб см дистиллированной воды, перемешайте и доведите до метки объем.

Подготовка индикатора. Хорошо растирается навеска индикатора оранжевого ксиленолового весом (91,0 0,1) грамм не меньше, чем 10 минут в ступке вместе с навеской азотного кислого калия с весом (100,0 0,5) грамм до того, как будет получен однородный цвет нашей смеси, затем перенесится в склянку из стекла темного цвета.

Подготовка 0.1 моль/куб дм р-ра соляной кислоты. В 500 куб см дистиллированной воды растворяют 8 куб см соляной концентрированной кислоты, это делают в мерной колбе объемом 1000 куб см и доводят до метки объем.

Определение фактора (f) р-ра ди-Na-ЭДTA. Такие компоненты, как 5 куб см 0.1 моль/куб дм р-ра кислоты соляной, 2 куб см р-ра уротропина и 0,08-0,10 граммсухого смешанного индикатора добавляются в 20 куб см 0.01 моль/куб дм азотного кислого свинцового раствора до того момента, как начнет возникать сиреневый оттенок. После этого титруется раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода оттенка в стабильный желтый цвет.

Фактор раствора можно вычислить представленной формулой

 

F=

 

 

20

 

 

V

Где обозначения V – объем р-ра ди-Nа-ЭДТА, который был использован для титрования, в куб сантиметрах.

20 – объем р-ра 0.01 моль/куб дм азотного кислого свинца, в куб см.

Вычисляется фактор раствора f средним арифметическим результатов 3х обозначений величины V.

Плотность испытываемого авиационного бензина определяется при темп-ре  (20 0,5) °С по ГОСТу 3900.

Процесс проведения испытания

100 куб см дистиллированной воды помещается в коническую колбу объемом 250 куб см и подогревается до 80-90 °С. После этого 10 куб см испытываемого авиационного бензина и 10 куб см йодного раствора вносятся пипеткой в горячую воду. Дефлегматор либо обратный холодильник присоединяется к колбе и устанавливается на электроплитку закрытой спирали на прокладку из асбеста. Затем проводится кипячение содержимого в колбе до момента, когда раствор будет обесцвечен. Сильное кипение не допускается, перемешивается постоянно.

После того, как анализируемый раствор будет обесцвечен, нагрев отключается и через пару минут с колбы снимается холодильник. В случае, если в течение 30-40 минут содержимое в колбе не теряет свой цвет полностью, можно без холодильника выдерживать колбу на плитке, при этом периодически перемешивая до полного устранения избытка йода.

Такие компоненты, как 5 куб см 0.1 моль/куб дм раствора кислоты соляной, 2 куб см уротропинного раствора и 0.08 –0.10 граммзамешанного сухого индикатора добавляются в колбу с содержимым до того, как будет получен сиреневый оттенок. После этого с помощью раствора ди-Nа-ЭДТА титруется до того, как окраска перейдет в стабильный желтый цвет.

Также проводится параллельно контрольное испытание с использованием  дистиллированной воды.

Вычисление результатов

Концентрация свинца, грамм/куб дм, вычисляется по такой формуле:

 

 

C =

 

 

(V1-V2)•2,072•f

 

 

V

Где V – объем испытываемой пробы авиационного бензина, в куб см.

V1 – объем 0.01 моль/куб дм р-ра ди-Nа-ЭДТА, использованный для титрования испытываемой пробы, в куб см.

V2 – объем 0.01 моль/куб дм р-ра ди-Nа-ЭДТА, использованный для титрования контрольного испытания, в куб см.

2,072 – вес свинца, эквивалентный 1 куб см 0.01 моль/куб дм р-ра ди-Nа-ЭДТА.

f – фактор р-ра ди-Nа-ЭДТА.

Для результата измерения принимается среднее арифм-е двух последовательных обозначений.

Рассчитывается содержимое тетраэтилсвинца (ТЭС), грамм/килограмм данной формулой:

 

X =

 

C•1,561

 

p

Где обозначения

Р – степень плотности авиационного бензина при темп-ре 20 °С, в гр/куб см.

С – степень концентрации свинца в авиационном бензине, в г/куб дм.

1,561 – коэффициент перерасчета степени содержания свинца на ТЭС.

Насколько точен метод

Сходность. 2 результата определения, которые были получены в лаборатории одним исполнителем из одной лаборатории, могут считаться достоверными с вероятностью 95% при условии, если различие между ними не более значения в 0.03 грамм/куб дм (свинца).

Насколько высока воспроизводимость

2 результата из опытов, которые были получены в 2х различных лабораториях, могут считаться достоверными с вероятностью 95% при условии, если различие между ними не более значения в 0.05 грамм/куб дм (свинца).

Авиационный бензин ГОСТ 1012-72 технические характеристики

Требования к техническим критериям и марки:

Обязательный выпуск авиационных бензинов таких марок, как авиабензин Б-95/130 и авиабензин Б-91/115.

Обязательное соответствие авиационного бензина нормам и требованиям, указанным в данной таблице по своим физическим и химическим свойствам.

Показатель,

наименование

Способы испытаний

Норма д/марки

Б 95/130

Б 91/115

ОКП 02 5111
0201

ОКП 02 5111
0301

1.Степень содержания тетраэтилсвинца, г/кг бензина, не больше

По ГОСТу 13210 либо Госту 28782-90 и п.2.4  либо 2.7 настоящ. станд-та

3.1

2.5

2. Стойкость к детонации

 

 

 

Октан. число по моторн. методу, не меньше

По ГОСТу 511

95

91

Сортность на обогащенной смеси, не меньше

По ГОСТу 3338

130

115

3. удельный уровень теплоты сгорания самая низшая, Дж на кг (ккал/кг), не меньше

По НТД

42947.103 (10250)

4. Фракционный состав

По ГОСТ 2177

 

 

Начальная температура перегонки, °С, не меньше

 

40

Перегонка 10 процентов при температуре, °С, не больше

 

82

Перегонка 50 процентов при температуре, °С, не больше

 

105

Перегонка 90 процентов при температуре, °С, не больше

 

145

Перегонка 97,5 процентов при температуре, °С, не больше

 

180

Процентный остаток, не больше

 

1.5

5. Давление насыщ. паров, в Па (мм рт.ст), не меньше

По ГОСТу 1756 либо ГОСТу 28781

33325(250)

29326(220)

Не больше

 

45422 (340)

47988 (360)

6. Уровень кислотности, мг/КОН на 100 см3 бензина, не больше

0.3

По ГОСТу 5985 либо по ГОСТу 11362

7. Начальная темп-ра кристаллизации, °С, не больше

По ГОСТу 5066 (по 1му методу - без бензинного обезвоживания)

-60

8. йодное число, в граммах йода на100 граммбензина, не больше

По ГОСТу 2070

6.0

2.0

9. Массовая часть ароматич. Углеводородов, в %, не больше

По ГОСТу 6994

35

10. Весовая концентрация фактич. смол, в мг/100 см3 авиабензина, не больше

По ГОСТу 1567 или по ГОСТу 8489 и по п. 2.5 настоящ. стандарта

4

3

11. Массовая часть серы, в %, не больше

По ГОСТу 19121

0.03

12. Испытания с медной пластинкой

По ГОСТу 6321

выдерживает

13. Степень наличия щелочей и кислот, растворяемых в воде

По ГОСТу 6307

отсутствует

14.Степень наличия воды и механич. примесей

По п. 2.6

отсутствует

15. Прозрачность

По п. 2.6

прозрачно

16. Цветность

По п. 2.6

Желтый

Зеленый

17. Массовая часть параоксидифениламина, в %

По ГОСТу 7423

От 0,002 до 0,005

18. Период поддержания стабильности, в ч, не меньше

По ГОСТу 6667

12

19. Степень плотности при 20 °С, в кг/м3

По ГОСТу 3900

Обязательное определение

     

 

Заметки:

1. (Исключ., Изм. № 6).

2. Для бензина маркировки Б-91/115, который получают благодаря компоненту каталитического крекинга, производится установка:

  • йодного числа, не больше, чем10 гйода на100 грамм авиационного бензина
  • уровня содержания фактических смол не больше, чем 4 миллиграмма на 100 куб.см авиационного бензина

3. (Исключ., Изм. № 8).

4. Для бензина маркировок Б-95/130, а также Б-91/115, которые были выработаны в Бакинских нефтях, допустимо наличие параоксидифениламина от 0,004 до 0,010 %,  а если на каталитическом крекинге, тогда не меньше, чем 0.004%.

5. Начиная с 1 мая и по 1 октября, нижнее предельное давление насыщенных паров авиабензинов не является признаком брака, кроме тех, которые отгружаются на хранение продолжительное время.

6. Для авиационного бензина, который сдается после продолжительного хранения (больше двух лет), разрешены отклонения, если определен фракционный состав по ГОСТу 2177 для перегонки при температуре 10 и 50 процентов на 2 °С, а также 90 процентов на 1 °С. После продолжительного хранения, этилированный авиационный бензин можно сдавать с периодами стабильности не меньше, чем 2 часа.

7. Заметки указанные выше не относятся к авиационному бензину, который предназначен для экспорта

8. Для авиабензина с добавками базовых компонентов крекинга норма показателя 3-го пункта должна состоять не меньше, чем 43157-103 (10300) Джоуль/килограмм (ккал/кг).

9. (Исключ., Изм. № 7).

10. Возможна договоренность с потребителем на изготовление авиационных бензинов по показателю «периода стабильности» с нормой не меньше, чем 8 часов.

11. Норма такого показателя, как "Массовая доля углеводородов ароматических " для ПО "Куйбышевнефтеоргсинтез", ПО "Омскнефтеоргсинтез и Бакинского НПЗ была введена с 1 января 1995 года. Определение нужно обязательно.

12. При разногласиях в вопросе оценивания качества авиационного бензина до 1 июля 1995 года по такому показателю, как «наличие тетраэтилсвинца» определения проводилось по ГОСТу 13210, а по такому показателю, как «давление насыщенных паров» - по ГОСТу 1756.

Разрешено добавление к авиационному бензину прямой перегонки добавления толуола, не больше 20 процентов по ГОСТу 14710, а также 10 процентов пиробензола.

Допускается добавление в авиационных бензинах маркировки Б-95/130 каталитического крекинга не больше 6 % толуола либо алкилбензола № 1, 2, 3 общей суммарности не больше 6%

В данной таблице представлены красители, добавляемые для покраски этилированного бензина.

Цвет

Маркировка бензина

Красители, наименование

Вес красителя, в мг на кг бензина

Зеленый

Б-91/115

Растворяемый жиры зеленый 6Ж либо растворяемый жиры антрахиноновый зеленый

6 0,1

Желтый

Б-95/130

Раствор-мый жиры К

6 0,1

 

Заметки:

Определение интенсивности окраски осуществляется изготовителем по ГОСТу 20924.

Если используется растворяемый жиры зеленый антрохиноновый краситель, разрешен зеленый цвет авиационного бензина с оттенком синего.

Правила безопасности

До окрашивания и  этилирования авиационного бензина, он представляет собой горючую, легковоспламеняющуюся жидкость без цвета. Уровень опасной взрывной концентрации его паров в смешении с воздухом – 6%, при этом предельно допустимый уровень концентрации его паров в воздушном пространстве 100 миллиграмм на метркуб (его можно определить с помощью аппарата УГ-2, с пересчетом на углерод).</з>

Температура, при которой происходит самовозгорание авиационного бензина всех маркировок составляет 380 - 475 °С, температура во вспышке составляет от -34 до – 38 °С, воспламеняющая область от 0,98 до 5,48 % (по объему).

Пределы температурных воспламенений: если нижний предел – от -34 до -38 °С; верхний предел – от -10 до +5 °С.

Запрещается использовать открытый огонь в тех помещениях, где хранятся и эксплуатируются авиационные бензины, искусственное освещение в них должно быть исполнено взрывобезопасным способом.

Во время разлива авиационного бензина нужно собрать его в другую тару, после этого сухой тряпкой, на месте разлива, протереть. Если разлив проводят на открытой площадке, нужно насыпать песок, после чего его удалить.

Во время работы с авиационным бензином запрещено использование инструментов, в которых при ударе возникает искра.

Если случилось возгорание топлива, используют такие меры пожаротушения, как пена, распыленная вода, если тушение объемное используется углекислый газ с составом СЖБ, 3, 5, а также перегретый пар.

Следует знать, что авиационный бензин способен раздражать слизистую оболочку и человеческую кожу.

Для работы с авиационным бензином можно применять индивидуальные специальные защитные средства, отвечающие типовым нормам, которые были утверждены Госкомитетом СССР по труду и соцвопросам, а также Президиумом ВЦСПС.

Для предотвращения попаданий бензинного пара в воздух и в рабочее помещение, аппарат и оборудование, а также процессы налива и слива должны быть герметизированными.

Если помещение используется для работ с авиационным бензином, оно должно быть с хорошей вентиляцией.

Во время отбора проб, проведений анализа, а также обращения во время товарных, транспортных и производственных действий с авиационным бензином требуется соблюдение общих правил техники безопасности, которые были утверждены Госгортехнадзором с Президиумом ЦК профсоюза, химической, нефтяной и газовой промышленностей. Обязательная защищенность от статического электротока бензиновых емкостей.

Условия транспортировки, упаковки, маркировки, а также хранения

Все вышеперечисленные процессы необходимо производить согласно ГОСТу 1510.

Обязательно соблюдение санитарных инструкций и правил во время хранения, транспортирования, а также обращении в целом с бензинами. Инструкции и правила утверждены Министерством здравоохранения СССР.

Что изготовитель гарантирует

Если будут соблюдены все необходимые условия хранения и транспортирования, изготовитель гарантирует, что качество авиационных бензинов будет соответствовать всем требованиям настоящих стандартов.

Срок гарантии на хранение авиационного бензина – 5 лет с момента изготовления.