Национальная энергетическая стратегия Италии направлена на увеличение доли энергии ветра и солнечной энергии в валовом конечном потреблении энергии к 2030 году. Страна может похвастаться достижением поставленных целей в области возобновляемых источников энергии, но может ли она повторять успех и дальше? Стефания Белисарио, заместитель директора по инфраструктуре, S & P Global Ratings, оценивает факторы, способствующие или препятствующие прогрессу.
Рынок электроэнергии Италии находится на пороге значительных изменений. Согласно Национальному энергетическому и климатическому плану, представленному Европейской комиссии в начале этого года, к 2030 году вырабатываемая солнечная энергия, согласно прогнозам, возрастет с 21 гигаватт (ГВт) в конце 2018 года до 50,9 ГВт. Мощность вырабатываемой энергии ветра будет подвергаться аналогичному распространению - от 11 ГВт до 18,4 ГВт.
Неудивительно, что возможность достижения таких амбициозных целей вызвала значительный интерес. Исторический успех Италии в достижении целей в области возобновляемых источников энергии установил высокую планку, но щедрые государственные субсидии и соответствующие капиталовложения, которые привели к росту в прошлые года, теперь отсутствуют. В отсутствие субсидий проекты в значительной степени подвержены волатильным коммерческим ценам - ключевому кредитному риску при финансировании новых проектов.
Таким образом, достижение этих целей, хотя и возможно, сопряжено со значительными трудностями. Поскольку размер аукционов до 2021 года оценивается в 7 ГВт, Италии потребуются рычаги, выходящие за рамки предстоящих аукционов, для достижения высоких целей на 2030 год.
Может ли Италия повторить прошлый успех?
Тем не менее, страна предпринимает шаги по продвижению своих новых энергетических целей: с 2019 по 2021 год планируется провести семь аукционов с контрактом на разницу, которые устранят всю подверженность рыночному риску за счет обеспечения единого тарифа; справочная цена для более крупных заводов, которая ближе к рыночной цене, чем в соответствии с предыдущими планами стимулирования, снижая риск ретроактивных изменений в нормативной базе; и стимулы, которые помогают более мелким компаниям.
Нельзя забывать, что Италия имеет успешный опыт в достижении целей в области возобновляемых источников энергии. Страна достигла своей цели энергетической стратегии 2020 года - 17% возобновляемых источников энергии в валовом потреблении энергии в 2014 году - не только на шесть лет раньше срока 2020 года, но и с более высокими показателями, чем в других странах ЕС. Этот предыдущий успех пришел в период щедрых государственных субсидий, что стимулировало исключительный рост инвестиций в возобновляемую энергетику в стране, особенно в солнечную фотоэлектрическую (PV) и ветровую энергетики на суше в период между 2010-2013.
Времена, однако, изменились. В то время как стоимость инвестиций в возобновляемую энергетику и технического обслуживания значительно снизилась за последние годы, в Италии в 2013 году закончились льготные тарифы на PV. В отсутствие субсидий проекты в значительной степени подвержены колебаниям торговых цен, что в долгосрочной перспективе делает предсказуемость денежного потока относительно неопределенной, что представляет собой ключевой кредитный риск для финансирования новых проектов. Следовательно, эти последние цели должны быть достигнуты при различных обстоятельствах.
Долгосрочные соглашения о покупке , которые устанавливают фиксированные цены, уменьшают неопределенность относительно волатильности рынка. В то время как Италия объявила о своем намерении создать платформу для переговоров по долгосрочным энергетическим контрактам, декрет о возобновляемых источниках энергии для предстоящих аукционов не предусматривает немедленных мер для содействия этому.
Также остается некоторый риск с разрешениями. В рамках предыдущих вводных тарифов был ряд случаев, когда нарушения были обнаружены в разрешениях предприятий после нескольких лет эксплуатации. Таким образом, субсидии могут заморозить, а также потребовать их обратно.
Это означает, что Gestore dei Servizi Energetici (GSE; государственная организация, ответственная за предоставление субсидий) может требовать возмещения всех субсидий, уже полученных проектом, в случае обнаружения нарушений в разрешениях - в любое время в течение срока действия проекта. Хотя большие портфели могут снизить риск за счет географической диверсификации, это подвергает отдельные активы высокому риску.
Несколько причин для оптимизма
Вероятно, в какой-то степени продвинуть инвестиции в возобновляемую энергетику и помочь Италии достичь поставленных целей на 2030 год - это семь конкурентных аукционов, которые пройдут в период между 2019 и 2021 годами, которые включают до 4,8 ГВт на новых фотоэлектрических и ветряных электростанциях, а также 140 мегаватт (МВт) гидроэлектростанций, биомассы и геотермальных станций, а также 490 МВт инвестиций в реконструкцию. Более того, еще 1,49 ГВт будет продано с аукциона для небольших электростанций.
Предлагаемый стимул для контрактов на разницу (CFD) - установленный механизм в других европейских странах, но новинка для Италии - может иметь все значение в изоляции солнечных и ветряных электростанций от торгового риска. Предполагая, что проекты, выбранные на аукционе, будут продавать энергию GSE по «цене исполнения», фиксированной на номинальной основе в течение 20 лет, и что стороны будут обменивать разницу между ценой исполнения и рыночной ценой во время действия контракта, CFD устраняет всю подверженность проекта рыночному риску.
Хотя это устраняет потенциальные возможности для спонсоров, оно также устраняет подверженность проекта риску на рынке.