Информация, оборудование, промышленность

Соперничество между Россией и США на Ближнем Востоке переходит в Средиземное море

20 августа 2019 г. 0:00

В марте Кипр, Греция и Израиль подписали трехстороннюю декларацию, которая, среди прочего, расширит сотрудничество в области региональной безопасности, сосредоточит внимание на энергетической независимости и будут работать над проектом по доставке природного газа из Восточного Средиземноморья в Европу, таким образом уменьшая зависимость от России. Госсекретарь США Майк Помпео назвал соглашение «невероятно своевременным», и это явно показывает, как борьба между Америкой и Россией по разделению Ближнего Востока сейчас переходит в Средиземное море.

Следующий шаг в этой геополитической игре, произошел месяц спустя в Вашингтоне с актом о партнерстве в области безопасности и энергетики в Восточном Средиземноморье от 2019 года, законопроект принят обеими партиями конгресса, предлагающим полную поддержку трубопровода и более тесное сотрудничество в области безопасности с тремя странами. В июне сенат США принял поправку к Закону о государственной обороне, отменяющую давнее эмбарго на поставки оружия на Кипр. В ответ в этом месяце Москва высказалась в турецких СМИ о потенциале сотрудничества между российскими компаниями и Турцией на газовых месторождениях Восточного Средиземноморья.

газопровод eastmed

Большинство нефтегазовых экспертов сходятся во мнении, что проект газопровода East Med это несбыточная мечта. Стоимость составляет около 7 миллиардов долларов, Кипр Греция и Израиль не смогут окупить этот проект за счет продажи газа в Европу, поскольку они не могут конкурировать с Россией по цене. Все еще нерешенный Кипрско-Турецкий вопрос заставляет газовые компании неохотно вмешиваться в продвижение проекта, что делает проект коммерчески нежизнеспособным.

Но восторженная поддержка Америки в этом вопросе заключается не столько в фактическом развитии трубопровода, сколько в перестройке альянсов, и возможном захвате влияния в регионе.

В марте Помпео предупредил о том, что «ревизионистские государства, такие как Иран, Россия и Китай, очевидно пытаются занять прочные позиции на Востоке и Западе». Для США, добавил он, Израиль, Кипр и Греция являются «великими, ключевыми партнерами в сфере безопасности и процветания». Эти настроения перекликаются с предлагаемым законопроектом, который фокусируется на поддержке « европейских усилий по диверсификации от поставок природного газа, поставляемого Российской Федерацией » и противодействии « вмешательству и влиянию Российской Федерации в Восточном Средиземноморье ».

США уже пытаются ограничить поставки российского газа в Европу, угрожая санкциями против европейских компаний, участвующих в разработке трубопровода Nord Stream 2, который будет поставлять газ из России в Германию через Балтийское море. И теперь она пытается привлечь Грецию и Кипр, которые имеют глубокие давние связи с Россией, в сферу американского влияния с помощью инициативы 3 + 1.

газопровод nordstream2

Предлагаемый законопроект наполнен стимулами, такими как миллионы долларов в виде военной помощи двум странам и отменой эмбарго на поставки оружия на Кипр. Взамен США хотят, чтобы Кипр нарушил соглашение 2015 года, которое позволит российским военным кораблям получить доступ к кипрским портам. В настоящее время у США есть военная база в бухте Суда на Крите, но она хочет расширить свое присутствие на территории Греции. Флот истребителей F-35 уже прибыл на британскую военную базу на Кипре, предназначенную для размещения в Сирии.

Россия тем временем проводит свои собственные геополитические шаги, укрепляя отношения с Турцией, в частности, через партнерство по трубопроводу Туркстрим, который доставит природный газ из России в Турцию и в южную Европу, а в последнее время путем продажи комплексов С- 400 Турции.

В Ливане российский Новатэк был одной из трех компаний, выигравших тендеры на право разведки газа у ливанского побережья. По состоянию на январь она имеет 20-летний контракт с ливанским правительством на обслуживание и расширение нефтехранилищ в северном городе Триполи. Россия продолжает предлагать ливанцам военные сделки и помощь (пока не одобренные правительством Бейрута) и недавно предложила посредничество между Ливаном и Сирией по демаркации морской границы – шаг, который дополняет уже доминирующее присутствие России в энергетическом секторе Сирии. Это в дополнение к 50 летней сделке по использованию авиабазы Хмеймим, еще одно 50 летнее соглашение по поддержанию, расширению и эксплуатации порта Тартус, а также выгодные сделки по доступу к сирийским фосфатам.

Россия также усилила отношения с Египтом и Израилем, как c верными американскими союзниками, подписав несколько соглашений о поставках оружия с египтянами, сохранив присутствие на газовом месторождении Зор, которое находится в египетских водах и является крупнейшим средиземноморским газовым месторождением, открытым на сегодняшний день.

Но битва между Россией и Америкой выходит за пределы суши, моря, трубопроводов и военных сделок; это также касается православной церкви. Исторически церковь связывала Грецию и Кипр с Россией, но недавно они продемонстрировали явный сдвиг в сторону США.

В январе Константинопольский патриарх Варфоломей, духовный лидер 300 миллионов православных христиан в мире, признал Украинскую православную церковь, которая в прошлом году откололась от Московского Патриархата. Последний решительно осудил этот шаг и быстро разорвал связи с Константинопольским Патриархатом. Хотя Православная Церковь на Кипре последовала их примеру в признании, проблема в Православной Церкви в Греции все еще не решена. Стремясь извлечь выгоду из этого раскола с Россией, США взяли на себя ответственность за Константинополь; законопроект о безопасности восточного Средиземноморья требует оценки того, что называют попытками России «запугать и повлиять» на патриарха Варфоломея.

Удастся ли какой-либо из сторон расширить существующие альянсы и их влияние, а может создать новые, удерживая соперника на расстоянии, еще предстоит выяснить. Между тем, маневрирование продолжается.