Информация, оборудование, промышленность

АО А.Люлька-Сатурн, двигатель АЛ-41Ф

АО А.Люлька-Сатурн

"Вестник авиации и космонавтики" уже писал об авиационном двигателе пятого поколения АЛ-41Ф, созданном АО "А.Люлька-Сатурн" и внедряемом в серийное производство на Рыбинском моторостроительном заводе. ТРДДФ, не имеющим в настоящее время мировых аналогов в своем классе, предполагается оснастить основные боевые самолеты России начала XXI века. Работы над ТРДДФ пятого поколения продолжаются и есть надежда, что первый серийный АЛ-41Ф будет выпущен уже в 2003-04 гг.

Сегодня разговор о прошлом, настоящем и будущем отечественного авиадвигателестроения продолжает руководитель работ по АЛ-41Ф, Генеральный конструктор АО "А.Люлька-Сатурн" Виктор Чепкин

Наше предприятие образовано в 1946 году. Его основателем и первым руководителем стал Генеральный конструктор Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик Архип Михайлович Люлька. В 1947 г. под его руководством был создан первый отечественный турбореактивный двигатель первого поколения ТР-1, имевший тягу 1350 кгс. Он был установлен на реактивном истребителе Су-11, созданном под руководством П.О.Сухого. Это положило начало плодотворному сотрудничеству между прославленными конструкторскими коллективами, продолжающемуся уже более 50 лет и вписавшему много славных страниц в историю отечественной военной авиации.

В конце 1940-х начале 1950-х годов под руководством А. М.Люльки был создан один из самых мощных в мире для своего времени двигателей второго поколения -АЛ-5, установленный на первом сверхзвуковом истребителе П.О.Сухого Су-17 (первом самолете с таким названием).

В 1950-х годах были разработаны двигатели АЛ-7Ф и АЛ-7Ф2, нашедшие применение на фронтовом истребителе Су-7, истребителе-перехватчике Су-9, истребителях-бомбардировщиках Су-7Б и Су-17. Несколько тысяч этих самолетов составляли основу парка фронтовой авиации и авиации ПВО СССР и ряда стран в 1960-е годы. На самолете Су-9 с двигателем А. М.Люльки было установлено четыре мировых рекорда высоты и скорости. Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза В.С.Ильюшин писал: "Мировые рекорды, установленные мною и моими товарищами по работе Б.М.Андрияновым и А.А.Козновым на самолетах конструкции П.О.Сухого с двигателями А. М.Люльки, явились итогом большой многолетней совместной работы двух коллективов конструкторских бюро. Я считаю, что в те времена самолеты П.О.Сухого с двигателями А.М.Люльки были лучшими в мире".

В 1967 г. в серию был передан двигатель третьего поколения АЛ-21Ф, а в начале 1970-х его модификация АЛ-21ФЗ. ТРДЦФ этого типа, развивавшие тягу более 11000 кгс, устанавливались на самолеты Су-17, Су-20 и Су-24, разработанные в ОКБ П.О.Сухого, истребители-бомбардировщики МиГ-23Б ОКБ А.И.Микояна.

В 1976 г. началось создание двигателя четвертого поколения АЛ-31Ф (12500 кгс), предназначенного для перспективного истребителя Су-27. В 1985 г. завершились государственные испытания этого ТРДЦФ, по признанию многих ведущих специалистов как в нашей стране, так и за рубежом, являющегося лучшим в мире в своем классе.

В настоящее время АЛ-31Ф находится в серийном производстве на Уфимском моторостроительном заводе и ММПП "Салют".

Ведутся работы по модернизации этого уникального двигателя. В частности, с 1988 г. коллектив фирмы успешно проводит работы по двигателю с системой управления вектором тяги АЛ-31ФП. Самолет Су-27 (бортовой номер 711), оснащенный двумя такими ТРДДФ, стал "звездой" многих авиасалонов. В дальнейшем усовершенствованный вариант двигателя был установлен на многофункциональный двухместный истребитель Су-30МК.

В перспективе предполагается увеличить тягу двигателя, внедрить двухмерную систему управления вектором тяги, новую систему управления, улучшить эксплуатационные характеристики и т.п.

 

В 1982 г. по инициативе А.М.Люльки организуется научно-производственное объединение "Сатурн". К машиностроительному заводу "Сатурн" головному предприятию объединения присоединяется ряд предприятий, обладающих большим научно-техническим потенциалом и опытом работ по созданию газотурбинных двигателей.

С конца 1980-х гг. в АО "А.Люлька-Сатурн" по заказу Министерства обороны ведутся работы по созданию "истребительного" двигателя пятого поколения АЛ-41Ф. Предполагается, что этим ТРДДФ будет оснащено большинство перспективных российских боевых самолетов нового поколения. Это значит, что АЛ-41Ф станет основой для развития отечественного газотурбостроения в течение ближайших 25-30 лет, причем не только для боевых машин Министерства обороны, но и для самолетов гражданского или "двойного" назначения.

Реализация столь широкомасштабной программы невозможна без создания высокоэффективной организационной структуры, которая объединила бы разработчиков и производителей. Такая структура родилась после долгих размышлений, дискуссий, всестороннего анализа опыта отечественных и зарубежных двигателестроителей. В результате мы пришли к выводу о том, что создавать жестко структурированное финансово-промышленное объединение традиционного типа нет необходимости: центральным "стержнем" интеграции в рамках работ над двигателем АЛ-41Ф должна стать сама крупномасштабная программа. Когда вокруг нее объединятся все заинтересованные организации и предприятия, их роль станет общепонятной, а структура взаимоотношений -логичной. Работа над единым конечным продуктом даст предприятиям "кислород", возможность выгодно продавать результаты своего труда, позволит занять выигрышные позиции в конкурентной борьбе.

Структура кооперации при реализации проекта АЛ-41Ф возникла, разумеется, не на пустом месте. Участники программы знали друг друга достаточно давно. Перед тем, как 15 лет назад занять должность Генерального конструктора фирмы "А.Люлька-Сатурн", работая в МКБ (г.Пермь), я много и плотно сотрудничал с Рыбинским моторостроительным заводом, где в те годы шло освоение производства "пермских" двигателей типа Д-30КУ и Д-30КП для самолетов Ил-62М, Ил-76 и Ту-154. В свою очередь, рыбинцы были тесно связаны с Уфой, куда в годы Великой Отечественной войны было эвакуировано большое число специалистов Рыбинского моторного завода, в дальнейшем в значительной мере определивших "лицо" Уфимского производственного объединения.

АЛ-41Ф должен стать базой для разработки целого семейства двигателей для гражданских военных самолетов в диапазоне тяги от 16000 до 44000 кгс. В отличие от прежних программ в области авиационного двигателестроения, в программу АЛ-41Ф заложен новый важнейший элемент: с самого начала этот двигатель рассматривается и как основа для создания силовых установок наземного применения газоперекачивающих станций и электростанций.

"Истребительные" двигатели основная, хотя и далеко не единственная область деятельности фирмы. В конце 1970-х годов здесь был создан и испытан многоразовый жидкостный ракетный двигатель Д-57 на высокоэнергетическом топливе жидком водороде и жидком кислороде. Этот "мотор" предполагалось использовать на третьей ступени ракетно-космического комплекса Н-1 для полетов на Луну.

В начале 1980-х годов началась разработка ракетно-турбовального двигателя РГВД-14 и турбопривода ТП-22. Эти энергоисточники гидросистем управления мощностью от 10 до 150 кВт успешно прошли испытания в составе комплекса универсальной ракетно-космической системы "Энергия" с ВКС "Буран".

Глава РАО "Газпром" Р.И.Вяхирев, посетивший в 1999 году выставку газоперекачивающего оборудования в Уфе, заявил: "Уфимский завод приступил к серийному выпуску важнейшего, интереснейшего, самого современного двигателя АЛ-31СТ. Признаю: мотор современный по всем характеристикам, в том числе и по экологии, ресурсу".

Принято решение о выпуске с конца 1999 -начала 2000 гг. 50-70 установок данного типа.

Структура, созданная для реализации программы ТРДДФ АЛ-41Ф, может послужить основой для создания аналогичных объединений и в рамках других программ. Заслуживает внимания идея объединения Бауманского и Московского авиационного технических университетов, ВИАМ, НИИАТ и ЦИАМ с производством "Салюта". То есть предполагается образовать некий "куст", в котором будут отрабатываться и реализовываться передовые научные идеи.

Если в конструировании получение отрицательного результата плохо, то в науке отрицательный результат это тоже результат: не получилось, значит знаем, что данный путь тупиковый. Имеющийся у нас научный задел позволяет значительно экономить время и деньги.

В Ле Бурже испанцы продемонстрировали чуть ли не восьмимерное управляемое сопло, а на мой вопрос: "Зачем вы его сделали? " простодушно ответили: "Не знаем. У нас под него и самолета нет...." В области кооперации следует разделить проблему разграничения сфер деятельности и организации взаимодействия на составляющие: все, что создается в Москве совместно с "Салютом", относится, в первую очередь к перспективным технологиям, а то, что мы создаем совместно с Уфой и Рыбинском, имеет отношение к конкретным проектам с конкретными сроками реализации, где жестко просчитаны расходы и финансовая отдача.