Информация, оборудование, промышленность
Комплексные поставки промышленного оборудования и комплектующих
Полное таможенное сопровождение и доставка оборудования
Профессиональный подбор оборудования или замена на аналоги

Казанский вертолетный завод (КВЗ)

Казанский вертолетный завод (КВЗ)

В последние годы положение дел в отечественном вертолетостроении при всем желании не назовешь благополучным. Снижены государственные ассигнования на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых вертолетов, выпуск винтокрылых машин уменьшился во много раз.

Тем значительнее на этом фоне выглядят достижения казанских вертолетостроителей.

По словам генерального директора Казанского вертолетного завода (КВЗ) Александра Петровича Лаврентьева, практически каждый год КБ КВЗ совместно с МВЗ имени М.Л.Миля предлагает на авиарынок новую модификацию вертолета Ми-8. Всего КВЗ выпустил 7300 вертолетов типа Ми-8, эксплуатирующихся в 87 странах мира. Сегодня свыше 90% вертолетов, выпускаемых КВЗ, экспортируется. 19 октября 1999 года на КВЗ состоялся первый презентационный полет нового вертолета "Ансат", разработанного и собранного специалистами предприятия совместно с ведущими ОКБ страны. Посмотреть новинку приехали руководители и ведущие специалисты

"Росвооружения", "Промэкспорта", "Авиаэкспорта", других серьезных ведомств, а также потенциальные покупатели: представители МЧС, "Газпрома", Федеральной пограничной службы, других силовых структур.

Значение события, в самом деле, трудно переоценить: в условиях экономического кризиса и отсутствия внешнего финансирования, опираясь только на собственные силы, вертолетостроители Казани создали принципиально новую машину.

Безусловно, особая роль в динамичном и эффективном выполнении программы создания новых вертолетов принадлежит президенту Татарстана и правительству республики, которые проявили заинтересованность и настойчивость в практической поддержке авиационной промышленности, и в частности Казанского вертолетного завода.

История создания "Ансата" уникальна. Разработка легкого, многоцелевого двухдвигательного вертолета принципиально нового типа началась пять лет назад. Специалисты Казанского ГТУ (КАИ) выполнили прочностные и аэродинамические расчеты. Но сначала маркетинговая служба вертолетного завода изучила состояние рынка винтокрылых машин в мире. Это помогло определить функционально-экономические и летно-технические характеристики будущего вертолета. Были изучены новейшие методы моделирования, освоены самые современные информационные технологии и уникальное оборудование

История создания "Ансата" уникальна. Разработка легкого, многоцелевого двухдвигательного вертолета принципиально нового типа началась пять лет назад. Специалисты Казанского ГТУ (КАИ) выполнили прочностные и аэродинамические расчеты. Но сначала маркетинговая служба вертолетного завода изучила состояние рынка винтокрылых машин в мире. Это помогло определить функционально-экономические и летно-технические характеристики будущего вертолета. Были изучены новейшие методы моделирования, освоены самые современные информационные технологии и уникальное оборудование.

Поднять "Ансат" первоначально планировалось два года назад. Но не хватало средств. И только получив серьезные прибыли от экспорта Ми-17, Казанский вертолетный завод осуществил мощные финансовые вливания в проект "Ансат". Начало серийного выпуска планируется на конец 2001 г. Мощности завода позволяют выпускать ежегодно десятки легких машин, общая потребность в которых оценивается в 700-800 единиц только в ближайшее десятилетие. В частности, ОАО "Газпром" заявило о желании закупить 100 таких вертолетов, ВВС России 150, Федеральная пограничная служба -200. В 2002 году предприятие планирует построить 10 машин, в 2003 году 20, в 2004 году 30 вертолетов.

"Ансат" может эксплуатироваться и днем, и ночью при низких температурах и в условиях дождя, снегопада, обледенения, с песчаных и заснеженных летно-посадочных площадок. Вертолет создается для применения в транспортном, пассажирском, административном, санитарном, аварийно-спасательном, учебно-тренировочном, патрульном вариантах, он может перевозить грузы на внешней подвеске.

Переход в новое качество разработчика новой техники для КВЗ ознаменовалось рядом технологических нововведений. В частности, из технологической цепочки исключено такое традиционное звено, как производство опытных образцов на опытном заводе. Вся конструкторская документация сразу передавалась в цеха основного производства, где и изготавливаются оснастка и опытные образцы. Это позволяет сэкономить время и подготовиться к серийному производству уже при изготовлении опытных машин на заводе.

Завод вложил в разработку этого вертолета уже более 70 млн. долларов. Для запуска серийного производства вертолетов завод должен вложить в проект еще 100 млн. рублей.

Проект "Ансат" на КВЗ не единственный. Параллельно здесь идет разработка сверхлегкого трехместного вертолета "Актай". Его взлетный вес 1050 кг, максимальная нагрузка 300 кг, крейсерская скорость 155 км/ч, максимальные дальность 600 км, продолжительность полета 6 часов. Он оснащен двигателем ВАЗ-4265 российского производства. Стоимость порядка 240 тыс. долларов.

"Актай" проектируется в различных вариантах: пассажирском, санитарном, патрульном, учебном, грузовом, спортивном. Разработка вертолета является инициативной работой КВЗ. Финансирование программы создания "Актай" осуществляется за счет средств КВЗ, но объемы капиталовложений примерно в 10 раз меньше необходимого, что негативно сказывается на темпах работ. Серийное производство будет организовано на КВЗ. Завершается разработка рабочей конструкторской документации, некоторые детали и узлы с длительным циклом изготовления уже запущены в производство.

Другой перспективный проект создание совместного российско-французского вертолета Ми-38. Эта машина должна прийти на смену вертолету Ми-8. В проекте участвуют Казанский и Московский вертолетные заводы, Eurocopter, которые и создали совместно предприятие "Евромиль". Ожидается, что первый летный экземпляр вертолета поднимется в воздух к концу 2001 года, а начало его серийного производства намечено на 2003 год. Данная модель будет соответствовать нормам летной годности по американскому и европейскому стандартам. Цена вертолета составит 10-12 млн. долл. При этом стоимость опытно-конструкторских работ оценивается в 400-500 млн. долл.

Благодаря активной маркетинговой политике завод продолжает открывать новые рынки сбыта своей продукции. Так, ВВС Малайзии проявили интерес к вертолету Ми-17МД производства КВЗ. Эксплуатация казанских вертолетов, впервые поставленных в островное государство Юго-Восточной Азии в 1998 году, показала высокую надежность как самих машин, так и нового партнера малайзийцев.

Правительство Малайзии рассматривает вопрос о приобретении еще 10 вертолетов. КВЗ приступили также к производству трех вертолетов Ми-172 по заказу Южной

Кореи. Южнокорейский заказчик будет использовать казанские вертолеты для прибрежных работ. Вертолеты оснащены системой аварийного приводнения. Кроме того, в соответствии с требованиями заказчика, некоторое оборудование отечественного производства заменено на зарубежное. Также КВЗ начал поставки за рубеж новых российских десантных вертолетов Ми-8МТВ5.

Дополнительная сертификация вертолета потребовалась в связи с использованием на нем, по требованию заказчика, авионики западного образца фирмы, позволяющей эксплуатировать машину днем и ночью.

Ми-8МТВ5 это первый российский вертолет, который имеет правую дверь, оснащен задним трапом и более широкой левой дверью, что позволяет производить ускоренное десантирование сразу с трех точек.

Финансирование всех работ, в том числе проведение испытаний проводились за счет средств КВЗ.

В прошлом году в Непале начались полеты приобретенного министерством обороны этой страны вертолета Ми-17-1В, созданного на КВЗ. Непал горная страна, казанский вертолет предназначен для эксплуатации именно в горных условиях. Минобороны Непала, судя по всему, также намерено расширить контакты с казанскими вертолетостроителями.

Таким образом, КВЗ благодаря активной и успешной деятельности на мировом вертолетном рынке, имеет возможность за счет полученной прибыли разрабатывать новые и модернизировать существующие типы летательных аппаратов, улучшая конкурентоспособность продукции завода и укрепляя свое финансовое и экономическое положение.