Информация, оборудование, промышленность

Наклонные подъемники карьерного автотранспорта

Наклонные подъемники карьерного автотранспорта

Именно этому вопросу была посвящена конференция, которая проходила 1-3 марта 2001 года в акционерном обществе "Апатит" (г.Кировск Мурманской области).

Эта тема довольно давно волнует умы горняков-технологов и механиков, и интерес к ней вспыхивает с новой силой, когда рассматривается очередной проект реконструкции глубокого карьера с целью повышения экономической эффективности его отработки.

В данном случае вопрос рассматривался применительно к Коашвинскому карьеру Восточного рудника ОАО "Апатит".

Этот карьер является самым перспективным благодаря значительным запасам апатитонефелиновых руд и ее высокому качеству. Однако, глубина его достигла 150 м, а расстояние откатки превысило 4 км, что привело к росту затрат на транспортирование горной массы, которые превысили уровень 60% в структуре общих затрат.

Все это требует его реконструкции и, прежде всего, принципиального изменения транспортной схемы.

Идея применить автомобильный подъемник на Коашвинском карьере обсуждалась специалистами ОАО "Апатит", учеными Кольского научного центра и ген. проектировщиком - АО "Гипроруда" довольно давно. Результатом этого обсуждения явилось включение технического решения о транспортировке горной массы автоподъемником в скорректированный проект отработки месторождения

Предложенный автомобильный подъемник представляет собой многоканатную наклонную подъемную установку со шкивами трения, выполненную по схеме "клеть-противовес". Установка состоит из двух подъемных машин, косяковой платформы, опирающейся на три основных рельсовых пути колеи 1520 мм, двух противовесов, перемещающихся по рельсовым путям, расположенным между основными, двух натяжных устройств на продолжении рельсовых путей противовесов, и инспекторской подъемной установки. На косяковой платформе располагаются 2 автосамосвала. Грузоподъемность 460 т, скорость подъема - до 7 м/с. Отметка площадки разгрузки +220 м. Первый концентрационный горизонт на отметке +104 м, через 3-5 лет перемещается на отметку -4 м и далее, ступенчато, до отметки -88 м. Таким образом, наибольшая высота подъема составит 308 м.

Такое широкое развитие данной темы потребовало поиска организаций готовых спроектировать и воплотить проект в жизнь. Организации нашлись как в нашей стране, так и за рубежом. Свою готовность участия в проекте изъявили: КБ спецмашиностроения (Санкт-Петербург), имеющее большой опыт работы по космической тематике, и немецкая фирма SIEMAG (напомним, что она реализовала проект скипового подъема на Сибайском ГОКе).

Очевидно глубокий разговор по этому интересному направлению явно назрел. Инициатором проведения конференции выступило АО "Гипроруда", а участие в ней немецких фирм SIEMAG и ABB придавало конференции международный статус. В конференции, помимо основных заинтересованных сторон, ОАО "Апатит", АО "Гипроруда", КБ спецмашиностроения, фирм SIEMAG и ABB, приняли участие ученые Горного института Кольского научного центра во главе с директором -академиком РАН Н.Н. Мельниковым, научные сотрудники Санкт - Петербургского государственного горного института, АО "Гипроникель". Заинтересованное участие в обсуждении темы приняли представители Мурманского Управления Госгортехнадзора РФ. Кроме того, на конференции присутствовали представители АО "Ковдорский ГОК", фирм "Ман Такраф" и "Техноспецстальинжиниринг".

В докладах участников конференции был освещен широкий спектр вопросов по проектированию и строительству автомобильных подъемников. Особое внимание было уделено вопросам безопасности как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации такого рода сооружений.

Весьма заинтересованно были восприняты доклады зарубежных специалистов, представивших свои серьезные проработки по автоподъемникам, типам подъемных машин и оборудованию, автоматизации процессов и т.д.

Оригинальная конструкция автоподъемника, приводимая в движение самим автосамосвалом, находящимся на подъемной платформе, была предложена профессорами СПб ГГИ А.А.Кулешовым и Ю.Д.Тарасовым. Особый интерес вызвал другой их доклад, посвященный сравнительному анализу энергозатрат при различных способах подъема горной массы из глубоких карьеров.

Общий вывод конференции: создание автомобильных подъемников, в принципе, возможно. Такое техническое решение позволит сократить парк автосамосвалов, снизить затраты на транспорт и улучшить экономическую эффективность эксплуатации глубоких карьеров.

Но для окончательного принятия решений необходима более детальная проработка в большей степени не механической части проекта, а вопросов устойчивости железобетонного ложа автоподъемника, влияния на его состояние сейсмических воздействий при ведении взрывных работ, подземных вод, колебаний температур и т.д. На особую необходимость учета данных факторов обратил внимание присутствующих академик РАН Н.Н. Мельников.

Участники конференции ознакомились с работой предприятия, посетили Восточный и Центральный рудники ОАО "Апатит", музей предприятия, Полярно-альпийский ботанический сад.