Информация, оборудование, промышленность

Система управления охраной труда

Система управления охраной труда 

Государственная система управления охраной труда делает в российских регионах первые шаги. Вместо вертикали прежней формации предстоит создать нечто новое, опирающееся не на принцип отраслевого подчинения, а на ответственность исполнительной власти за все, что происходит в регионе. Задача трудная, если учесть, что законодательная база на федеральном уровне еще только формируется, на местах не хватает грамотных, обученных вопросам охраны труда специалистов.

В Орловской области например есть чему поучиться. Здесь создана и эффективно работает система управления охраной труда, год от года ползет вниз кривая производственного травматизма. В этой системе задействованы тысячи людей, все контрольно-надзорные органы исполнительной власти. А организует, направляет их работу небольшой коллектив -сотрудники Управления труда администрации области, они же - представители на орловской земле Государственной экспертизы условий труда.

Начинать пришлось с нуля. В соответствии с рекомендациями Минтруда России численность Госэкспертизы условий труда в нашей области должна быть 13 человек, включая лабораторию. Но по разным причинам достичь этого уровня не удалось. Пока нас семеро: четыре эксперта во главе со мной и три человека -в исследовательской лаборатории. Мы создали ее в 1993 году. Такие лаборатории имеются еще только в 20 регионах России. Исследовательская лаборатория -наша гордость. Оснащенная современными приборами, мобильная, она готова выехать в любой конец области по заявке предприятия или организации. Мы постоянно следим за тем, чтобы в ней была самая новейшая техника. Есть, например, такие приборы, каких в области только два -в областной СЭС и у нас: по измерению электромагнитного излучения от компьютера.

Наш коллектив ведет и экспертные работы, и аттестацию рабочих мест, и сертификацию работ по охране труда, организует обучение. В других регионах есть разделение: имеется отдел охраны труда и отдел госэкспертизы. А мы выполняем всю работу одним составом.

Если говорить о законодательной базе по охране труда, то должен с сожалением признать, что на федеральном уровне она еще полностью не сформирована. Нет положения о Госэкспертизе условий труда, об органах управления охраной труда в регионе. Приходится делать упор на местное законодательство. С 1994 года, когда губернатором стал Егор Строев, в области стали издаваться постановления главы администрации, регламентирующие вопросы условий и охраны труда. Вышли постановления о формировании государственного органа управления, надзора и контроля за охраной труда; об организации обучения и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов; о совершенствовании работы по улучшению условий и охраны труда; об областной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы; о состоянии условий и охраны труда на предприятиях и в организациях. Утверждена областная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы.

Еще в 1998 году был разработан проект закона "Об основах охраны труда в Орловской области". К сожалению, областной Совет народных депутатов затянул его принятие.

Продумана система доведения информации до исполнителей на местах. Регулярно мы собираем на совещания специалистов по труду при районных и городских администрациях, сообщаем о новациях в области охраны труда. Рассказываем об этом при обучении руководителей и специалистов на базе учебно-методических центров, при выдаче заключений о соответствии требованиям охраны труда для получения лицензии на тот или иной вид деятельности. Такая информация звучит на совещаниях с инженерами по охране труда, при проведении аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях.

20 марта 1998 года постановлением главы администрации области N 154 была утверждена областная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 19982000 годы. В ней было несколько направлений, включающих в себя совершенствование правового и нормативного законодательства, организационное и техническое обеспечение охраны труда в подведомственных структурах, улучшение условий и охраны труда женщин и подростков, совершенствование средств коллективной и индивидуальной защиты работников, информационно-методическое обеспечение, конкретные мероприятия по отдельным производствам.

Стоимость программы -35 миллионов 955 тысяч рублей. Из них 825 тысяч рублей были выделены из областного бюджета, 35 миллионов рублей должны были изыскать предприятия и организации (фактически на выполнение программы они израсходовали более 47 миллионов рублей), 50 тысяч рублей получены из средств административных штрафов за нарушение законодательства о труде и об охране труда, 80 тысяч рублей -в качестве оплаты за работу по аттестации и сертификации производств, экспертизу проектов строительства, при лицензировании отдельных видов деятельности. Целевая программа включала в себя 110 мероприятий.

Аналогичные целевые программы улучшения условий и охраны труда были приняты в каждой районной администрации. В них содержалось 1112 мероприятий с финансированием в 95 миллионов рублей. Подавляющее количество выполнено. Социальный эффект от реализации целевых программ -областной, городских и районных -выразился в том, что в области сократились производственный травматизм, общая и профессиональная заболеваемость, труд стал безопаснее.

Такую работу продолжаем в областной целевой программе на 2001-2005 годы. Своя целевая программа улучшения условии и охраны труда есть в каждом городе, в каждом районе.

На первом этапе учредили в области пять учебных центров по охране труда, сейчас таких центров десять. К этой работе привлекли кафедры охраны труда Орловского государственного технического университета, Орловского государственного аграрного университета, Всероссийского научно-исследовательского института охраны труда, отраслевые учебные центры крупных предприятий. В районах мы ведем учебу непосредственно на месте, выезжаем туда с преподавательским составом -экономим средства и время руководителей предприятий и организаций.

Область включена в эксперимент по обучению охране труда отдельных категорий застрахованных по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. За счет Фонда социального страхования РФ на базе учебного центра ВНИИ охраны труда такую подготовку прошли 775 человек, в том числе руководители организаций и работники служб охраны труда, члены комитетов и комиссий по охране труда, уполномоченные профсоюзов. Мы решили, что целесообразнее обучить специалистов охране труда сферы образования и медицины как категорию самую неплатежеспособную. Хотя были некоторые разногласия по этому вопросу с ФСС, предлагавшим обучать прежде всего тех, кто платит большие страховые взносы, но мы сумели его переубедить.

В Орловской области активно работают межведомственные комиссии -при областной администрации и при каждой городской и районной. Возглавляет комиссию один из заместителей главы администрации, в нее входят все руководители контрольно-надзорных органов. На заседаниях комиссий рассматриваются организационные вопросы в сфере охраны труда, отчитываются руководители администраций территорий, предприятий и организаций -идет серьезное практическое влияние на трудоохранную деятельность.

В рамках областной системы охраны труда создана подсистема по аттестации рабочих мест. Ее основы были заложены больше 7 лет назад. Мы начали эту работу одними из первых в России, воспользовавшись тем, что в старом Положении о Госэкспертизе условий труда от 1991 года была оговорена возможность хозрасчетных отношений с предприятиями. Само по себе это было довольно рискованно, поскольку государственные органы не имеют права заниматься хозрасчетной деятельностью. Но, опираясь на Положение, мы рискнули. И в конечном итоге добились неплохих результатов: смогли зарабатывать деньги, приобрели приборы для исследовательской лаборатории, купили два автомобиля. Сегодня в областную подсистему по аттестации рабочих мест по условиям труда входят пять лабораторий районных центров санэпиднадзора, санитарио-гигиенические лаборатории семи промышленных предприятий, исследовательские лаборатории Орловского государственного технического университета и ВНИИ охраны труда. Непременным условием стала их аттестация в органах метрологии и стандартизации. Недостаточно иметь приборы для исследования условий труда -они должны быть проверены. Лаборатории оказывают практическую помощь предприятиям в проведении аттестации рабочих мест.

На первом этапе работы по аттестации мы столкнулись с недобросовестным отношением некоторых работников организаций СЭС к своим обязанностям. Пришлось брать инициативу в свои руки. Сегодня положение дел таково, что разрешения на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда выдает Госэкспертиза условий труда. Мало того, лаборатории предприятий И институтов, учреждения санэпиднадзора приносят к нам документы по аттестации рабочих мест на лицензирование, за что платят 20 процентов от стоимости договора с предприятиями или организациями. Госэкспертиза условий труда направляет всю эту работу, организует. Мы убедились: специалистам, не обладающим знаниями инженеров, экономистов, нельзя справиться с аттестацией без нашей помощи.

За период с 1993 по 1999 год аттестация проведена на 8720 рабочих местах 107 предприятий. Среди них есть крупные, такие, как Орловский сталепрокатный завод с численностью 7 тысяч работающих, Ливенский завод пластмасс (около 3 тысяч работающих), Ливенский автоагрегатный завод, все предприятия железнодорожного транспорта и другие. Это дало значительное снижение производственного травматизма. Там, где аттестацию провели еще в 1993 году в соответствии с постановлениями Минтруда России, к 1999 году его уровень снизился на 58 процентов, тогда как в среднем по области -на 28 процентов. Да, упали объемы производства, люди заняты неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, но причина снижения травматизма, безусловно, содержится и в создании безопасных условий труда. На предприятиях с аттестованными рабочими местами не произошло ни одного случая травматизма с летальным исходом. 37 предприятий области получили сертификаты на соответствие требованиям охраны труда.

Надо признать, что предприятия и организации не проявляют к ней особого рвения. Приходится подталкивать их необходимостью получать заключение об условиях труда при лицензировании отдельных видов деятельности. Оговариваем срок проведения аттестации, чтобы не задерживать соискателей с получением лицензий. Проверяем выполнение. Принимаем меры к тем, кто проявил необязательность. Предупреждать случаи травматизма на производстве -принцип, которому Госэкспертиза условий труда следует при выдаче заключений на соответствие вида деятельности условиям безопасности труда при лицензировании. Экспертиза представляемых документов выявляет массу недостатков в работе соискателей лицензии. Часто только после визита к нам работодатели издают приказы о назначении ответственных за охрану труда, находят инструкции по охране труда при производстве работ, заводят журналы инструктажей, приобретают спецодежду для работников, проводят обучение по технике безопасности при производстве работ.

Мы не стараемся тормозить инициативу предпринимателей, даем им время сделать хотя бы первые шаги на пути организации безопасного труда. Жаль, что круг лицензируемой деятельности слишком узок -в области выдают заключения только на строительный вид деятельности. За их получением приходят всего порядка 350 организаций. В Московской области лицензируемых видов деятельности значительно больше. Было бы целесообразно повсеместно последовать ее примеру.

Среди мер по предупреждению производственного травматизма работа с соискателями лицензий на отдельные виды деятельности и экспертиза проектов строящихся зданий и сооружений. Наши работники обладают высокой квалификацией. Но в плане экспертизы проекта не перегружены -строится сейчас не много, в 2000 году было представлено на экспертизу всего четыре таких документа. Но ценность работы велика. Грамотный проект -это залог безопасного производства.

Если говорить о конкретных результатах работы по охране труда, то надо отметить, что общий травматизм в Орловской области сократился в 1999 году по сравнению с 1998 годом на 5 процентов. А по отношению к 1994 году -почти в 2 раза. Экономический эффект от снижения потерь на выплату возмещения вреда составил 6, 6 миллиона рублей. По сравнению с 1997 годом почти в два раза снизилось число травм с летальным исходом. После принятия Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" приостановилась ликвидация служб охраны труда, на 5 процентов выросло число инженеров по охране труда.