Информация, оборудование, промышленность

Городская магистраль. Терминология и классификация

Городская магистраль. Терминология и классификация

В разных странах городские магистрали высших категорий имеют различную терминологию ("Expressway", "Highway", "Freeway", "Main road", "Motorway", "Autobahn" и пр.) и, как правило, в переводе на русский язык используется терминология "скоростные" дороги, "скоростные" магистрали, главные артериальные магистрали и пр. В нормативных документах нашей страны, для обозначения дорог высшей категории, также применяются термины "скоростные" дороги и магистральные улицы общегородского значения (СНиП 2.07.01-89*. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", 1989). Однако термин "скоростные", и, в первую очередь, для городских условий, не совсем точен. Так, например, за рубежом Городская магистральразрешенная скорость движения на дорогах данного типа (непрерывного движения транспорта) в городах обычно ограничена до 60-70 км/ч. Учитывая эти обстоятельства, автором хотя и применена привычная для нас терминология, но здесь и далее по тексту под "скоростными" следует понимать дороги с высокой пропускной способностью, а не с высокой разрешенной скоростью движения. В то же время в понятие внеуличные магистрали могут входить не только дороги с непрерывным движением транспорта, но имеющие и светофорное регулирование, но в том или ином случае данная магистраль должна обеспечивать главную функцию - передвижение транспорта или другими словами высокую пропускную способность.

Какими способами достигается высокая пропускная способность внеуличных магистралей можно наглядно проиллюстрировать на примере анализа городских классификаций улично-дорожной сети разных стран мира.

Классификация дорог и магистралей в зарубежных странах

Во многих зарубежных классификациях, отнесение улицы и дороги к типу и классу определяется функциональным значением этих улиц и дорог в улично-дорожной сети и признаком так называемого "качества" связи.

Так, например, в Японии, согласно действующим государственным нормам и правилам все улицы и дороги в стране подразделяются на 4 типа, а каждый тип делится на несколько классов. Скоростные автомагистрали в зависимости от прохождения по загородной территории или внутри населенных пунктов соответствуют первому и второму типу, а остальные улицы и дороги также в зависимости от территориального прохождения разделяются на третий и четвертый тип соответственно.

Классификация улично-дорожной сети для городских условий, в которой рассматривается только второй и четвертый тип улиц и дорог, подкупает своей простотой и лаконичностью. Так, в классификации присутствуют лишь два уровня в зависимости от качества связи и три - от принадлежности (национальный (государственный), префектурный (областной) и муниципальный (городской)). Разделение на классы происходит исходя из объемов движения транспорта, а нормы проектирования улично-дорожной сети привязаны к этим классам.

В Германии все улицы и дороги подразделяются на пять групп с буквенными обозначениями, которые обеспечивают транспортные связи в зависимости от условий их прохождения. Каждой группе поставлено в соответствии шесть уровней качества транспортного обслуживания. Сочетание группы и номера уровня представляет соответствующую категорию улицы и дороги.

В классификациях, принятых в городах США, Канады, Австралии и ряда других стран разделение улично-дорожной сети основано на соотношении функций движения (или подвижности) "mobility" и доступа к территории "land access". При этом функция движения может включать несколько качественных элементов, таких как комфорт передвижения, движение с постоянной скоростью, время поездки и др. Функция доступа регламентирует организацию въездов-выездов на основную проезжую часть.

Автоматизированная парковкаВ соответствии с этим принципом различают три принципиальные категории улично-дорожной сети: артериальную, коллекторную и местную. Местная уличная сеть, обеспечивает транспортное обслуживание и полный доступ к прилегающей территории. Артериальная сеть магистралей подчеркивает высокий уровень движения и распределения больших объемов транспортного потока. Коллекторная сеть предполагает приблизительно уравновешенное обслуживание для обеих функций. Учитывая это, в нормах проектирования улично-дорожной сети особое внимание уделяется размещению примыканий местных проездов, количеству и характеру конфликтных точек, возникновению помех движению основного транспортного потока, что в конечном итоге связано с пропускной способностью и безопасностью дорожного движения (А.Ю. Михайлов, И.М. Головных "Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов", 2004).

Следует отметить, что, например, в США нет принятых на федеральном уровне единых городских норм проектирования улично-дорожной сети. И такие нормы заменяет периодически обновляемое издание Американской ассоциацией дорожных и транспортных служащих (AASH-ТО), статус которого - методические рекомендации. Отдельные штаты имеют похожие рекомендации, которые во многом повторяют друг друга, но все же учитывают местные законодательные, природно-климатические и другие условия. В этой связи в нормативных документах разных штатов встречаются несколько разные классификации, в которых могут быть как главные, так и второстепенные артериальные и коллекторные сети. Аналогичная система принята и в других странах и, например, в канадском городе Торонто городские дороги высших категорий представлены двумя категориями: скоростные магистрали и главные артериальные дороги.

Похожее разделение улиц на категории применяется также и в других городах стран Западной Европы (Нидерландах, Швеции, Норвегии и др.).

Магистральные дороги в России

Проводя же сравнение с классификацией улично-дорожной сети, принятой в нашей стране следует отметить, что в России также разделение на категории происходит по функциональному признаку, но при этом отсутствуют понятия, как качества связи, так и обеспечения доступа. Это принципиальное отличие обусловлено особенностями и задачами организации движения, которые возникают в условиях высокого уровня автомобилизации и плотных транспортных потоков. В соответствии с этим магистральные дороги высших категорий, проходят изолировано от застройки, как правило, на искусственных сооружениях и на них осуществляется полный запрет паркирования, а также движение велосипедов и пешеходов. На местной улично-дорожной сети проводятся мероприятия по предотвращению транзитного для данной территории движения такие как "успокоение" движения и ограничения скорости. Все это позволяет достигнуть четкой дифференциации улично-дорожной сети и обеспечить высокую пропускную способность на магистралях внеуличной сети и безопасность движения пешеходов на сети местных улиц.