Информация, оборудование, промышленность

Внеуличная сеть городских магистралей

Внеуличная сеть городских магистралей

Зарубежный опыт

Движение транспорта в городских условиях связано с большим количеством перестроений, разветвлений и слияний транспортных потоков. Такой сложный характер маневрирования в городах обусловлен необходимостью обеспечения пассажиро- и грузоперевозок между различными зонами города и многочисленным количеством корреспонденции и транспортных связей, и чем крупнее город, тем бесчисленнее становится количество таких связей. Кроме того, крупный, и тем более крупнейший город, является еще и узлом автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных потоков, которые не только заканчиваются в городе, но проходят через него транзитом. Также в крупнейшем городе из-за увеличения подвижности городского населения и средней дальности передвижений ситуация усугубляется еще и тем, что часть транспортного потока хотя и является по своей сути внутригородской, но для значительных городских территорий является транзитной и тем самым дополнительно загружает улично-дорожную сеть, имеющую ограниченную пропускную способность. Особенно остро транспортная ситуация ощущается в центральных районах крупнейших городов, в которых плотность "дневного" населения, а следовательно и транспортных потоков наиболее высока, а пропускная способность улично-дорожной сети существенно ограничена.

Второй проблемой, оказывающей влияние на уровень загрузки улично-дорожной сети в крупнейших городах, является высокий уровень автомобилизации. Изменение политической и экономической ситуации в 90-е годы прошлого века в нашей стране стало отправной точкой резкого роста уровня автомобилизации, и уже сегодня в крупных и крупнейших российских городах этот уровень составляет 250-300 легковых автомобилей на 1000 жителей. Аналогичный показатель в городах развитых зарубежных стран составляет 450-650 легковых автомобилей на 1000 жителей. В настоящее время, даже притом, что мы еще не достигли уровня автомобилизации развитых западных стран, в крупных российских городах транспортные проблемы являются самыми острыми, и требуют принятия незамедлительных мер по их решению. В этой связи изучение опыта развитых стран мира в этом вопросе, давно столкнувшихся с проблемами автомобилизации, является исключительно полезным.

Рассматривая опыт развитых зарубежных стран в вопросах разработки тех или иных мер, направленных на улучшение транспортной ситуации, следует отметить, что одним, каким бы то ни было, отдельно взятым мероприятием не могут быть решены все транспортные проблемы города, а необходим целый комплекс как градостроительных, так и технических, и даже чисто административных решений. В то же время основными направлениями в решении транспортных проблем крупнейшего города все же можно выделить политику в области развития улично-дорожной сети и организации дорожного движения.

Перечисленные выше особенности передвижения транспорта в крупном городе в условиях высокого уровня автомобилизации и плотных транспортных потоков ставят главную задачу, как в области развития улично-дорожной сети, так и в области организации дорожного движения - необходимость распределения транспортных потоков, двигающихся на дальние расстояния и связанные с обслуживанием территорий. За рубежом эта задача решается путем разделения всей дорожной сети на внеуличную сеть городских магистралей, по которым осуществляются транзитные для данной территории передвижения и сеть улиц, обеспечивающих обслуживание прилегающих территорий. Следует также отметить, что магистрали внеуличной сети относятся к дорогам высших категорий и, как правило, входят в состав общенациональной или как минимум региональной дорожной сети.

В данной статье автором рассматривается опыт развития именно таких внеуличных магистралей в городах Европы, Азии, Австралии и Северной Америки.