Информация, оборудование, промышленность

Композиционные особенности и культура применения строительных материалов

Композиционные особенности и культура применения строительных материалов

В городе Кимры Тверской области сохранилось много памятников архитектуры модерна. В основном это жилые дома. В них прослеживаются главные принципы и приёмы стиля. Прежде всего - монументальность композиции. Небольшие по размеру постройки решены крупно, очень представительны, с ярко выраженным композиционным центром. Бросается в глаза преувеличенный масштаб деталей. В зданиях чувствуется «городской» стиль, мало зависящий от национальных, религиозных и других корней. А ведь Кимры до 1924 года не были городом, и, по существу, эти дома - сельские.

Отметим излюбленный приём композиции модерна - ассиметричный фасад, состоящий из симметричных частей. Свобода, подвижность, мягкость - вот чем дышит этот стиль! При этом любой дом - законченная композиция, «ни добавить, ни убавить». Как горько видеть искажённые переделками здания! Иногда, даже отреставрированные специалистами, они, теряя детали, становятся жёсткими, невыразительными, утрачивают свой архитектурный облик.

Итак, вернёмся в вышеупомянутые Кимры и рассмотрим два замечательных здания.

Дом купцов Лужиных (ул. Кирова, 28, 1900-е годы), в котором сейчас располагается обувной магазин, находится в центре города Кимры, на территории старинного обувного предприятия. Его можно назвать визитной карточкой, символом города. Главный фасад и парадный вход через крыльцо обращены на ул. Кирова.

Не зря его неофициально называют «Теремок». Необычность, нарядность облика этого небольшого деревянного здания, обладающего загадочным магнетическим действием на зрителя, привлекает внимание всех людей, впервые попавших в центр города. Органичная и цельная композиция постройки, а также выразительный силуэт - характерные особенности стиля модерн.

Над одноэтажным объёмом возвышается башенка - один из традиционных для Кимр элементов архитектуры периода модерна. Башенка настолько органично вписана в пластику здания, что невозможно представить себе что-либо другое.

Рядом с башенкой двускатный фронтон кровли основного объёма здания с циклопически крупным круглым окном на торцевой стене. Окно находится в окружении деревянного наличника весьма своеобразной формы, мотив которого повторяется и на боковом (северном), и на заднем, дворовом фасаде. Самостоятельная ассиметричная композиция наличника - характерный стилеобразующий признак модерна. На южном скате вальмовой кровли здания возвышается миниатюрный шатёр, венчающий слуховое окно. На западном (дворовом) скате кровли уже нет никаких декоративных элементов. Но вершиной пластической композиции всего дома является кровля и силуэт башенки. Кровля по форме - вальмовая. Но этого оказалось мало. Архитектор и на этой малой форме устраивает ещё один крохотный шатёр. Проблема завершения башенного объёма, извечная проблема для архитекторов всех времён, решена очень изящно и выразительно. Вообще, трудно избавиться от впечатления, что этот объект мог бы сойти с графических и живописных произведений книжного художника Ивана Билибина.

Конечно, этот дом - родное дитя своего времени - рубежа XIX и XX вв. Ещё не совсем исчез некий эклектический па-лёт, но уже набрал силу модерн, пусть провинциальный. Провинциализм его прежде всего в крайне скромном ассортименте материалов и изделий. Всё сотворено из дерева: и бревенчатые стены, рубленные по законам плотничного ремесла, и деревянные колонны и наличники окон, и все декоративные детали.

Для сравнения можно вспомнить столичный модерн, в котором и полированный лабрадорит, и гранит, и мрамор, и многое-многое другое, изначально совершенно недоступное для провинции, тем более для сельского модерна (Кимры стали городом только в 1924 году). По соседству находится другой ярчайший пример провинциального модерна (ул. Кирова, 28-б, 1907 год). Каменный двухэтажный дом стоит в рядовой городской застройке, имеет развитый в глубину объём и только узким, в одно окно, фасадом выходит на улицу. В этом маленьком шедевре отразились многие и лучшие черты стиля. Белый ризалит совсем небольшой толщины наложен на красную покрытую штукатуркой стену и тем самым объединяет в единую композицию все элементы дома. Характерным приёмом стиля модерн является симметричная композиция фасада, состоящая из ассиметричных элементов. Прихотливые, плавные линии стилеобразующих форм выполнены в штукатурке и очень убедительно выражают свойства этого материала. Контрастное сочетание тончайших элементов решётки балкона и глухих, массивных объёмов придаёт остроту композиции. Для всего фасада характерна общая мягкость облика, умелое применение материалов и высокий уровень профессионального мышления архитектора.

К сожалению, постройка сохранилась не полностью. Вновь добавленные окна, поставленные современными владельцами, не соответствуют ни композиции, ни стилю фасада. Можно быть уверенным, что здесь был главный вход со ступенчатым крыльцом. Лестница была защищена от дождя и снега - очень оправданный приём для нашей территории.

Здесь ярко воплотились стилевые особенности модерна - полная раскованность, свобода в выборе форм, отказ от ордерной системы, которая в своё время сильно ограничивала архитектора.

Непоколебимым оставался только один принцип (ещё со времён Виньолы) - всё должно быть полезно, прочно, красиво.

Стиль модерн по своим строительным признакам удивительно демократичен, он очень осторожен в употреблении дорогих отделочных материалов. Мастера, как правило, использовали недорогие штукатурку, дерево, керамическую плитку, кованое железо с большим мастерством, достигая впечатления роскоши.

Поражает функциональность архитектурных решений, их приспособленность к данной географической среде (климату, характеру пейзажа). Уклоны кровель всегда достаточны для сброса снега и отвода воды, лестницы спрятаны под кровлю, оконные проёмы в основном небольшие, конструкции и отделка зданий ремонтопригодны, повсюду использованы натуральные отечественные материалы высочайшего качества. Драгоценностью выглядит на фоне простой кирпичной стены поливная керамика!

Для архитектуры модерна, как европейского стилевого направления, характерна высокая строительная культура. В постройках полностью раскрываются художественные возможности материалов: изящество и пластичность кованого металла, мягкость штукатурки.

Ярким примером такой сдержанности в выборе строительных материалов и элементов декора в провинциальном модерне служит дом по ул. Володарского в городе Кимры. Одно только трапециевидное окно первого этажа вырывается из общего спокойного облика, но как оно выразительно! Как стилистически определенно выглядит постройка в целом! Сколько вкуса в рисунке переплётов! Как уверенно утолщённая верхняя горизонталь наличников-сандриков останавливает стремление форм окон вверх. Движение и статика - всё есть в композиции этого маленького дома, она самодостаточна и гармонична.

Итак, после первого общего впечатления обратимся к подробному рассмотрению объекта.

Дом деревянный, одноэтажный, с угловой надстройкой второго этажа. Он останавливает на себе взгляд и привлекает внимание, казалось бы, очень скромным, но в чём-то загадочным обликом. Он стоит как будто в одиночестве на этой длинной и полупустой улице. По обе стороны, видимо, по разным причинам, в наше время снесли массу домов. Вместо них остались пустыри, большей частью никак не используемые.

Становится тревожно, глядя на остатки застройки, и совершенно непонятно, как могло уцелеть это хрупкое создание. Причём без видимых разрушений и новоделов (за исключением материала кровли над одноэтажной частью здания). Шиферная кровля, сооружённая современным владельцем, не соответствует стилю постройки. Предположительно, изначально она была выполнена из окрашенных стальных листов.

Этот дом - настоящий образец провинциального модерна в категории, если так можно выразиться, «эконом-класса». Построенный сто лет назад, этот скромный индивидуальный жилой дом в целом хорошо сохранился, являя миру изящные пропорции и динамичность композиции объёма.

Великий Мисс ванн дер РОЭ как-то сказал об архитектурных произведениях: «Бог в деталях». Детали этого дома свидетельствуют о мастерстве зодчего, к сожалению, неизвестного.

Тщательно продуманная и виртуозно исполненная форма кровли - главная (после фундаментов) защитница здания. Благодаря ей постройка надёжно укрыта от непогоды. Дождевые и особенно талые воды, главные разрушители зданий, благополучно удаляются с крыши, не нанося вреда детищу архитектора.

Видавшая виды дощатая горизонтальная обшивка и шиферная (в настоящее время) кровля нигде не повреждены.

Объём дома полностью ассиметричен. Но с любой точки, в любом ракурсе он представляет собой композиционно и динамически уравновешенное единое целое. Это характерный стилеобразующий признак модерна.

Дом украшают немногочисленные, но столь необходимые детали. Небольшое круглое окно чердака поддерживает и развивает симметричную композицию двухэтажной части дома. Ломаная форма кровли надстройки дома сама по себе очень проста. Но даже это лёгкое усложнение в виде горизонтальной линии конька и «повалов» по краям придаёт постройке «городской», изысканный облик. Эта линия сообщает мягкость всей постройке и завершает нарисованную «на одном дыхании» композицию.

Окна в доме крупного, «столичного» масштаба и рисунка, но одно окно особенное, на главном фасаде, единственное в своём роде - в виде трапеции. Это точный признак времени - эпохи модерна. Проще было бы сделать прямоугольный оконный блок, как все другие в этом доме, но мастер украсил этот скромный по облику дом утончённой деталью и этим порадовал современников, да и будущим жителям сообщил, какими категориями красоты мыслили люди прошлого. Два окна, расположенные в левой нижней части фасада, имеют прямоугольную форму проёма, но их наличники слегка трапециевидные. Кроме того, ритм переплётов в верхней части окон более частый. Всё это придаёт остроту композиции. Верхняя уширенная часть наличников, имитирующая сандрик с карнизом, останавливает движение вверх, создаваемое формой окон. Расположенные внизу «хвостики» вертикалей наличников составляют контраст с массивными фризовыми частями. Они - самые мелкие детали на простом фасаде дома. Сквозь эту кажущуюся простоту дышит культура. О предельном аскетизме применённых материалов необходимо сказать особо. Только деревянная обшивка стен, только обычная листовая кровля. Больше ничего.

Лаконичное цветовое решение также является образцом стиля. Ненасыщенная серо-голубая масса дома служит великолепным фоном для «горячего» сурика наличников. Белизна переплётов делает «нецветной» дом цветным. В свою очередь, коричневые наличники усиливают холодный колорит фасада.