В последнее время много говорится о том, что градостроительное планирование не выполнит своей общественной миссии без реализации социального заказа и без защиты социального интереса. Стефано Морони показал, что градостроительное планирование невозможно вести без понимания "общественного интереса" (S.Moroni "Towards a reconstruction of the public interest criterion", 2004). Вместе с тем появилось немало аргументов о неопределенности общественного интереса и мистифицированности социального заказа. Последний должен бы аккумулировать все разнообразие интересов отдельных индивидуумов, однако это не так-то просто сделать. Поэтому появились заявления, что планирование в интересах всех невозможно, ибо планировщик неспособен понять и выразить общественный интерес как интерес для всех. Помогают разобраться в этом некоторые разработки. Заявленные там позиции говорят, что "социальный заказ" не может быть предоставлен или доставлен посредством рыночных механизмов, ибо:
Из сказанного видно, что общественный интерес охраняет в социальном заказе способности индивидуумов максимизировать именно те их интересы, которые приносят пользу для общества в целом. Общество же, в конечном итоге, должно также обеспечить такие условия, как безопасность, законность и пространственный порядок.
Согласно воззрениям некоторых аналитиков, понятие общественного подвергается сомнению, а теоретические разработки явно пытаются уйти от рассмотрения сути этого вопроса. В рамках этой позиции общественный интерес в основном трактуется как интерес по обеспечению работы бизнеса, коммерческой деятельности с использованием представительской модели демократии. Казалось бы тупиковая ситуация, но это вело к переосмыслению планировочных доктрин и об этом мы поговорим ниже.