Информация, оборудование, промышленность

Большие проблемы малой формы

Большие проблемы малой формы

Рассматривая логику и философию формы, исследователи отмечают, что развертываемые на короткий срок временные сооружения "не нарушают сложившуюся архитектурную среду как физически, так и эстетически благодаря внешнему выражению своей подвижности и изменчивости". Казалось бы, что они не конкурируют с капитальными постройками, практически не искажая восприятия архитектурного ландшафта, даже контрастируя с ним по цвету, материалу и тектоническим особенностям. "Именно этот контраст используемых выразительных средств позволяет вывести пульсирующие структуры как бы в другое измерение, сохранив в то же время их место в композиции и информационную роль в городской среде. В тех же условиях появление любого чужеродного капитального сооружения вызвало бы резкий диссонанс" (П.Лошаков "Пульсирующая архитектурная среда. Философия и форма", 1997).

Вместе с тем именно во многих малых формах - киосках, так "обогативших" постперестроечную Москву, содержится целый клубок экологических проблем. Отбросив эстетическую сторону вопроса, которая в целом ряде случаев будет спорной, обратим внимание на экологическую. Во-первых - энергопотребление этих маленьких объектов -киосков - аккумулируется в весьма внушительный объем, внося свою лепту в глобальное потепление и, соответственно, изменение климата. Во-вторых, хотелось бы отметить и рудиментарные условия труда продавцов в киосках и дискомфорт, испытываемый покупателями, толпящимися возле них. Шарон Зукин, исследуя Нью-Йорк, весьма удачно поставила вопрос: чей это город? чья это культура? Все, что происходит в городе - это и есть проявление нашей культуры. Поэтому нельзя не согласиться с доводами о том, что развитие цивилизованной торговли способствует развитию культуры и построения нормальных человеческих отношений.

У архитектуры "свой язык, своя семиотическая система. Архитектурные формы, конфигурации объемов нагружены смыслом и составляют азбуку языка зодчества" (Ю.Борев "Эстетика"). Нарушение грамматики пространственного языка разрушает целостность среды, архитектурное формообразование и градостроительное развитие. То же самое можно сказать и об эстетике рекламных конструкций. Кажется, что они работают в двух направлениях рекламная информация устремленная в небо и эстетическое состояние конструкций, работающих как реклама неустроенности наших пространств. Все-таки хочется верить, что постоянное повышение потребительских качеств, совершенствование дизайна малых архитектурных форм и применение новейших технологий будут способствовать гармоничному развитию городской среды ("Наружная реклама России на пути к гармонии", 2006).