Информация, оборудование, промышленность

Плавные и криволинейные траектории движения

Плавные и криволинейные траектории движения

Плавные и криволинейные траектории движения достигаются благодаря постепенным переходам и еле уловимым изменениям качеств. Бережное отношение к нюансу, его аккумулирующей возможности применения утонченных соотношений, позволяет мастеру модерна получить в свое распоряжение уникальное композиционное средство. Нюансные сочетания форм, материалов, светоцветовых оттенков в модерне обеспечивают плавный характер ритмического движения, постепенно "подводят" восприятие зрителя к кульминационным акцентам, обеспечивают, наряду с контрастом "пульсирующий" живой характер всей постройки, близкой по замыслу органической природе.

Как передать дыхание, рост, непрерывность движения, плавность линий и форм в каменной застывшей массе? Мастера модерна знали ответ на этот вопрос. Они вновь переоценили известное прежде композиционное средство и открыли для себя новые нюансы благодаря вниманию к мелочам и деталям, философскому отношению к действительности, поиску великого в самом малом.

Смена времен года, дня и ночи, определенные периоды цветения растений, цикличность роста и развития живых организмов, их умирание и возрождение постепенно сформировали представления о тектонике, пропорциях, симметрии/асимметрии, ставшие основными средствами гармонизации в композиции, и отражающие в той или иной степени законы ритмичности природы в искусстве и архитектуре.

В природе, формировавшейся в течение многих миллионов лет, выработалась четкая взаимозависимость всех ее частей, целостность и единство форм в их многообразии, определяемые как состояния гармонии. Воспринимая зрительные формы живой природы, искусства и архитектуры, мы различаем их определенные свойства, пользуясь одной и той же терминологией: легкость, прозрачность, динамичность, стройность и т. д. Известно, что любой принцип или закон может проявляться в разнообразных конкретных видах, и это дает основание пользоваться законами, общими для архитектуры и живой природы.

Универсальным средством композиционного единства архитектурных и природных форм является ритм. Любое явление, имея свою периодичность, "словно по винтовому ходу, взбирается - оборот за оборотом, ступень за ступенью, и создает развитие или рост, и вместе с тем, это создает время. " (Н. Я. Пэрна "Ритм жизни и творчества", 1925).

Художники модерна обращались к природе как к основному источнику вдохновения. Мифопоэтический способ мышления и символизм в искусстве вызвали интерес мастеров модерна к жизни морской флоры и фауны, которые ранее не привлекали внимание художников. Мастера модерна пошли дальше своих предшественников, стараясь не только разнообразить свою палитру неизвестными ранее формами природы, но понять ее структуру, скрытые закономерности, особенности организации и функционирования и передать все это средствами архитектуры. Тема роста, вероятно, воспринятая у мастеров барокко, вызывала наиболее пристальное внимание. Подобно живому организму, формы в модерне "растут" сами по себе. Мастера модерна хотели исследовать силы роста и представить их символически. Модерн характерен изобретением произвольного растительного декора. Сама форма, трактуемая, как "живой организм" нашла отражение в особенностях формообразования: в тектонике, способах построения и поддержания целостности. Из интерьера на фасады переходили основные пропорции, замыслы, темы, сюжеты, характеризующие словно бы протекающий биологический процесс.

Успехи в развитии строительной техники и появление новых материалов позволили осуществить новые пространственные конструкции, напоминающие природные. Модерн запомнился многообразием форм и решений, от чисто декоративных изобразительных до подчеркнуто строго структурных. Поиски возможных вариаций форм в живой природе смогли "наполнить" эмоциональную и содержательную составляющие создаваемых построек.

Природные мотивы нашли широкое отражение в иконографии модерна: наделенные определенной богатой символикой морские животные, экзотические растения, необычные птицы. Выбираются те из них, которые ближе к передаче процессов природы: роста, развития, умирания; и все что выражает движение (асимметрию, нерегулярность, пульсирующий характер).

Общее стилистическое единство разных направлений модерна заключалось в ритмизующем природном начале и в стремлении силами архитектуры передать движение. Изучение процессов движения, заключенных в форме, неотделимо от изучения ритмических особенностей, вызывающих это движение. Ритмические закономерности универсальны, они организуют структуру на всех уровнях "оживляя" и насыщая ее смыслами, эмоциями и настроением, создавая направление воспринимаемого движения.

В данной работе были рассмотрены некоторые ритмические свойства природной изменчивости, заинтересовавшие художников модерна.

Закон развития, цикличности, характеризующий рост, его траекторию (волнообразность, цикличность, пульсации) и его основные диалектические характеристики: консервативность и динамизм. Закон синтеза и способы, организующие единое и придающие форме целостность: ритмизация общего построения, определение значимости частей и целого, пропорций и масштаба, использование возможностей геометрического подобия, поиск новых критериев доминантности, взаимодействие различных ритмов-тем. Закон потенциального движения, мастерски "закодированного" с помощью: асимметричных построений и динамического равновесия несимметричных частей; а также благодаря криволинейным формам и их сочетаниям, которые создают линии "напряженности"; и спиралевидным структурам и формам, которые выражают идею развития, прогрессивного движения; а, кроме того, следуя нюансам и "малым изменениям" в композиции, позволяющим передавать утонченные соотношения, плавный характер ритмического движения, "пульсирующий" характер всей постройки; - этот закон задает направление изменчивости свойств. Архитектурная форма любого исторического периода отражает природные закономерности и способы их использования. Поиски модерна в этом направлении были отмечены новым уровнем взаимоотношений человека и природы, когда человек осознавал себя частью всей биологической системы в неразрывном единстве всех ее проявлений. Модерн отличается от предшествующих этапов развития внимательным изучением характера закономерностей явлений и процессов природы, поиском структурных, конструктивных и формообразующих аналогий природным принципам целостности, развития, движения. Форма наделяется смыслами и символами, своей жизнью и движением, обладает "глубиной" и неоднозначностью, она интересна и увлекательна; она творчески преобразующа и окрашена эмоционально, поэтому вызывает живое участие и ответную реакцию воспринимающего.

Ритмический способ организации пространства в модерне своеобразен и обладает большой созидающей силой. Синтез разнородных компонентов и применяемых композиционно-художественных средств в ритмизированное целое требует вычленения главного и второстепенного; непрерывность впечатлений зрителя обеспечивается через сложную систему подобий, доминант и нюансов. Особенности построения отдельных форм и всей композиции в целом опираются на принципы асимметрии и динамического равновесия, включают в себя использование криволинейных очертаний и спиралевидных построений. Поиск новых непривычных декоративных акцентов в композиции модерна, интересен и часто парадоксален.

Создавая свой новый язык форм, модерн осуществил попытку передать средствами архитектуры явления роста, дыхания, пульсации, стремление к жизни, различные виды сложного ритмического движения; он старается отобразить не только изменчивость свойств, но и ощутить направление, траекторию этой изменчивости. Заложенное в архитектуре потенциальное движение, благодаря всем композиционным средствам и образно-художественным возможностям, ритмизировано, как ритмизированы все природные процессы.

Архитектура модерна наполнена метафорами и богатой символичностью образов, она узнаваема и харизматична; обретая свою индивидуальность и своеобразие, передает "почерк" мастера и излучает "ауру". Познавая ритмические структуры организации природных форм и явлений, модерн открывал новые грани освоения и осмысления природы. Это отражено зодчими-художниками в их незабываемых постройках такого притягательного своими непостижимыми загадками стиля "Art Nouveau".