Информация, оборудование, промышленность

Симметрия, асимметрия, динамическое равновесие

Симметрия, асимметрия, динамическое равновесие

Природа всегда творит по законам динамического равновесия, не прибегая к симметрии, которую мы чаще всего находим в омертвелых явлениях - в минералах, в кристаллографии. (Д. В. Сарабъянов "Стиль модерн", 1989).

Симметрия растущего растения является активной; это - "симметрия движения". Листья растений, различных по своему характеру, распределяются по определенному закону, общему для них всех. Этот закон распространяется и на морскую флору. По-видимому, это один из основных законов природы (Д. Хэмбидж "Динамическая симметрия в архитектуре", 1936).

В природе растительные и животные сообщества, объединения информационных макромолекул функционируют в ритмической последовательности. Симметрия и асимметрия являются результатом различных сторон жизнедеятельности организмов: генетической (развитие, рост, размножение), экологической (взаимодействие со средой) и конструктивной, связанной с действием законов эволюции. Асимметричная деятельность - основная черта существования живого мира. Человек весь построен на асимметрии. Явление асимметрии связано с ритмической основой построения самой системы. Эта ритмическая закономерность была названа в работе Д. Хэмбиджа "динамической симметрией". В природе "динамическая симметрия" связана с явлением роста растений и законом "распределения листвы", а в архитектуре пропорции, получаемые при ее применении "имеют тот же неуловимый "активный" гармонический характер, который присущ растениям". (Д. Хэмбидж "Динамическая симметрия в архитектуре").

Передаче динамики в архитектуре способствовали асимметричные построения и отклонения от симметрии. Асимметрия связана с неоднородностью пространства, с "неравенством" направлений в структуре, и выделением главного направления. Асимметрия является выражением подвижности равновесия структуры, ее изменчивости, и олицетворяет собой развитие, рост, преобразование в более высокие формы.

Применяя разные виды симметрии, модерн выбирает те из них, которые способствуют большей гибкости построения форм, а также служат выражением идеи динамики: зеркальная симметрия заменяется принципом динамического равновесия, применяется например, винтовая, спиралевидная симметрии. В своих исканиях модерн опирался на то, что человеку с его асимметричной функциональной структурой биологически и психологически тяжелее существовать в строго геометрическом и симметрично организованном пространстве.

Мастера модерна старательно избегают симметрии, статичного равновесия, однозначности, и применяют ее только в деталях или там, где стремятся завершить какое-либо потенциальное движение. Равновесие форм достигается законами скрытой динамики, особым ритмическим кодом, на котором построен весь ансамбль данной композиции. За счет асимметрии форма "оживает", ее некоторое природное несовершенство придает ей шарм, внутренняя игра за счет воображаемого достраиваемого образа заставляет с интересом рассматривать и следить, как эта тема начинается, как живет и во что переходит потом. Ритмический рисунок несимметричной динамичной формы индивидуален и, можно предположить, что особенности заданной динамики по-своему характеризуют каждую постройку.