Информация, оборудование, промышленность

Синтез и взаимодействие разных ритмов

Синтез и взаимодействие разных ритмов 

Геофизическая среда нашей планеты, содержащая различного рода ритмические процессы: световая ритмика, терморитмика, ритмика приливов моря, ритмика магнитных бурь, связанная с периодичностью солнечной активности и т. д., явились сложным структурным условием для эволюции управляющих механизмов биосистем, служащих для выполнения различных функций их саморегуляции. (В. Е. Комаров "Ритм как выражение особенностей процесса развития", 1971).

Один из главных принципов природы - синтез. Отрабатывая "жизненность" отдельных форм, частных проявлений, разнонаправленных поисков, природа отбирает самое устойчивое, практичное и красивое для создания нового качества, синтезирования чего-то неизвестного прежде и его дальнейшего развития. Объединяя разнородные ритмы составляющих частей, соединяя самые разные сферы и явления, человек постоянно открывает для себя новые возможности.

Синтез - это один из основных принципов самого формирования модерна. Интерес к другим стилям и эпохам, к другим культурам, к Востоку, к миру природы, к музыке, к поэзии и символизму, к новым научным открытиям и достижениям техники, "жадность" ко всему новому и вновь открытому питала этот стиль у самых его истоков. Синтез эпох, различных взглядов, многообразие художественных средств, взаимодействие самых разных композиционных возможностей придают красочность, насыщенность и "глубину" создаваемым произведениям. Поиск самой структуры отбора из всего многообразия "материала" и основы формообразования был для модерна не менее важным. Анализируя постройки архитекторов этой эпохи для понимания того, как синтезировались столь разнородные веяния и представления можно предположить, что ритм в модерне наделялся особым значимым смыслом и являлся синтезирующим механизмом, объединяющим все составляющие в единый замысел. Ритм, как один из универсальных механизмов в композиции может осуществлять идею синтеза.

Модерн постоянно экспериментировал, синтезировал и искал новое. Не случайно поэтому, наряду с модерном шли поиски в русле эклектики. Хотелось "попробовать" сразу всего: в одном здании воплотить комнату в "египетском" стиле, античном, "китайском" и современном, пусть даже путем чисто внешнего сходства. Такие поиски, какими бы невнятными они ни были, позволяли изучать многое вокруг, преодолевая привычно сложившиеся стереотипы, и открывали границы неизведанного для формообразования и декорирования.

Потенциальное движение - ритмический закон, задающий направление изменчивости