Информация, оборудование, промышленность

Физика, философия, мистицизм

Физика, философия, мистицизм

Философ Л.Баженов приводит слова "отца" кибернетики Н.Винера о том, что известный афоризм А.Эйнштейна: "Бог коварен, но не злонамерен" - это больше, чем афоризм и выражает "основы научного метода".

Отечественный специалист по математическому моделированию естественного и искусственного интеллекта В.А.Лефевр считает, что "естественнонаучная традиция, окончательно сложившаяся в 1-й половине 20 в., содержит в своей основе два скрытых постулата:

Теория об объекте, имеющаяся у исследователя, не является продуктом деятельности самого объекта.

Объект не зависит от факта существования теории, отражающей этот объект".

"Естественнонаучная концепция возникла в борьбе с теологическим подходом...  не существует объектов, принципиально превосходящих исследователя по совершенству, которые способны проникать в замысел исследователя, либо мешать ему, либо помогать познавать себя.... В отличие от физики, психология имеет совсем другой подход."

В этом курсе мы старались проследить влияние культуры мышления: прежде всего философии, а в прошлом - теологии и даже языческих мистических учений на представления физиков разных времен. Как уже отмечалось, современной физике этот арсенал может еще пригодиться. Не говоря уж о том, что он делает специалиста, изучающего историю своей науки, способным лучше ориентироваться в учениях, как близких к светской науке, так и далеких от нее, связанных с физикой по принципу дополнительности. Прослеживание такой связи полезно для активизации творческих способностей и соответствует возросшему в нашей стране интересу к мистицизму, который наконец перестал быть "запретным плодом".

Правда, в самой науке мы отбрасывает влияние теологии как свидетельствующее о беспомощности ученого-естествоиспытателя (рассуждения Р. Фейнмана), но допускаем его на подготовительных этапах в виде аналогий, расковывающих творческое воображение и отчасти дисциплинирующих его.

Влияние философии было особенно заметно в Древней Греции (Платон, Аристотель, Демокрит). В Новое время это была философия Декарта, Канта. Современная физика испытывает влияние философии позитивизма, ставящего во главу угла ощущения. Философскими проблемами физики занимаются и философы других направлений, входящих в т.н. аналитическую философию. Спор о необходимости для развития физики философского осмысления, метафизики лучше всего понять, обращаясь к классикам науки XX в. (Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Паули , Пригожин и др.).

И. Пригожин считает, что, несмотря на дискуссию по проблемам квантовой механики, Бор и Эйнштейн принадлежали к одной культурной традиции (европейской), в основе которой лежало убеждение, что мир познаваем человеческим разумом. Эйнштейн сознавал, что доказать “сверхчеловеческую” объективность научной истины не удастся никогда, таким образом, эйнштейновская концепция реальности была основана на некоторой форме “религиозной веры”.

Согласно же известному индийскому поэту и философу Рабиндранату Тагору, с которым однажды беседовал Эйнштейн, истину надлежало понимать как открытый диалог, идеал которого состоит не в постижении независимой  реальности, а в достижении согласия между “универсальным человеческим разумом” и индивидуальным разумом, выражающим ту или иную конкретную точку зрения. Ибо, как подчеркивал еще Лейбниц, если бы мы могли установить полную причину и полное следствие, наше знание было бы сравнимо лишь с божественным знанием сотворенного Им мира.

В физике апелляция к независимой от человека истине постоянно происходила и происходит, в связи с чем в мысленном эксперименте упоминался бог или демон. Это, например, демон Лапласа, который способен, исходя из полного описания настоящего Вселенной, вычислить ее прошлое или будущее, или демон Максвелла, способный повернуть вспять приближение к равновесию, манипулируя отдельными молекулами.

В унисон с рассуждениями Эйнштейна звучала вводная лекция профессора Петроградского университета Ореста Даниловича Хвольсона (1852-1934) об элементах веры в науке, прочитанная им в осеннем семестре 1915 г. в курсе общей физики. Эстафету у Хвольсона фактически принимает и современный профессор МГУ Ю.С. Владимиров, который в своей книге пишет о целесообразности введения некой “научной религии”, не имеющей ничего общего с “церковной” религией, как можно его понять. Это прежде всего касается пространства и времени - современного “единого” древних греков. Ведь из геометрии этого пространства-времени в современной теоретической физике “выводится” весь физический мир с его полями и частицами. Это т.н. геометродинамика Уилера и ОТО с ее современными ветвями, а также релятивистская квантовая электродинамика.