Информация, оборудование, промышленность

Оптика в 17-18 веках

Оптика в 17-18 веках

Оптика в 17 в. располагала рядом приборов: линзы, плоские, выпуклые и вогнутые зеркала, камера-обскура. Закон преломления света в то время был уже известен. Он был открыт Снеллиусом (нидерландский астроном и математик, 1580-1626), но не опубликован и затем переоткрыт Декартом, опубликовавшим его в 1637 г. Ньютон открыл дисперсию света. Интерференция была открыта Гримальди (1618-63). Интерференция в тонких пластинах изучалась Р. ГукОм (1635-1703) и И.Ньютоном. Двойное лучепреломление в исландском шпате было открыто Бартолино, объяснено ГюйгенсОм (1629-95). Скорость света определил впервые Ремер, датский астроном (1644-1710) в 70-х гг. До этого не было известно, обладает ли свет конечной скоростью. По Рёмеру, скорость света составляет 300870 км/с. Определена по движению спутников Юпитера. Фантастические представления о природе света в 17 в. сменились двумя: 1)свет - это движение, передающееся от источника особой средой, 2)особая субстанция. Отсюда волновая и корпускулярная теории света. Галилей придерживался корпускулярной теории. Основателем волновой теории был Р. Декарт. Гук тоже придерживался волновой теории.

В “Трактате о свете” Христиан Гюйгенс в 1690 г. (написан в 70-е гг.) полагал, что свет распространяется в тонкой среде - эфире, состоящем из мельчайших упругих шариков: “вокруг каждой частицы должна образовываться волна, центром которой она является”. Периодичность световых волн в принципе Гюйгенса отсутствовала. Ньютон писал: “Мы видим, что причина цветов находится не в телах, а в свете, поэтому у нас имеется полное основание считать свет субстанцией”.

В заключение скажем, что естественнонаучные представления Ньютона, завершившего своей физической (механической) картиной мира эпоху научной революции, были последовательным выражением аксиоматических взглядов на природу. Неизменная солнечная система, недоступное чувствам абсолютное пространство и время, косная материя, обладающая инерцией, индуктивный метод, отказ от гипотез (правда, мнимый: С.И.Вавилов считал Ньютона блестящим мастером гипотез).

Взгляды Ньютона значительно легче уживаются с религией, чем Декарта. От теологических элементов взгляды Ньютона были очищены французскими просветителями, после чего их признали французы.