Информация, оборудование, промышленность
Комплексные поставки промышленного оборудования и комплектующих
Полное таможенное сопровождение и доставка оборудования
Профессиональный подбор оборудования или замена на аналоги

Начало философии и физики Нового времени

Начало философии и физики Нового времени

Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Сын лорда-хранителя печати при королевском дворе. В возрасте 12 лет поступил в Кембриджский университет, где испытал разочарование в философии Аристотеля из-за ее бесполезности в жизни (хороша лишь для научных диспутов). Сам впоследствии стал лордом-хранителем печати, затем лордом-канцлером, но потом был отстранен от должности по обвинению во взятке. В 1620 г. опубликовал свой “Новый органон”, призванный заменить “Органон” Аристотеля.

Существует версия, что Ф.Бэкон и У.Шекспир - это одно лицо, они имеют портретное сходство. Считал философию прошлого бесплодной и многословной. Сам он был сторонником индуктивного метода. Рассматривая препятствия на пути знания, сформулировал их как “идолы” познания: 1)идолы рода (привнесение в явления несвойственных им качеств), 2)идолы пещеры (частная особенность рассуждений индивида), 2)идолы площади (рынка) - навязанные коллективные заблуждения, 4)идолы театра (расхожие басни, научные доктрины).

Основатель материализма и экспериментальной науки нового времени, а также индуктивного метода. Автор “Новой Атлантиды” - утопии, описывающей процветавшее общество. Тип личности - “Гамлет”, в отличие от Галилея, который был “Дон-Кихотом” и Леонардо (“Штирлиц”).

Декарт, Рене (1596-1650). “Отец” современной философии. Для того, чтобы иметь досуг, поступил сначала во французскую, затем в нидерландскую армию. В конце жизни эмигрировал в Швецию, где и умер при дворе королевы Христины. “Философия напоминает дерево, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви - все остальные науки...”. По этому поводу У.Уэвелл писал: “Исследователи в области физики отличаются от бесплодных созерцателей не тем, что в их головах нет никакой метафизики, а тем, что они владеют хорошей метафизикой, тогда как их противники - плохой, а также тем, что связывают метафизику с физикой, а не отделяют их друг от друга”.

Составил “Правила для руководства ума” и “Рассуждения о методе”. В последнем труде содержатся 4 правила: 1) “никогда не принимать на веру то, в чем с очевидностью не уверен” (очевидность - это интуитивное действие); 2) “разделять каждую проблему, избранную для изучения на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения”; 3) “...располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу"; 4) “делать всюду перечни настолько полные и обзоры настолько всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено”.

Как избежать укусов сомнения, если не знать собственной природы, сознания, законов логики? Знаменитое декартово “мыслю, следовательно, существую” могло принадлежать только логико-интуитивному интроверту (“Робеспьер”), возможно, правда, что на это высказывание Декарта натолкнули теперь полузабытые слова святого Августина: “если ошибаюсь, существую”.

Очень важными для современной науки и философии является декартово деление действительности на 2 полюса: мир духовного (rescogitans) и материальный мир (resextensa). Отсюда берут начала современные материализм и идеализм, а также дуализм - установка, в которой работает, по-видимому, большинство современных ученых.

В своих физических размышлениях Декарт устраняет пустое пространство: мир полон вихрей тонкой материи (концепция близкодействия). Основные законы мира: принцип сохранения количества движения, а также принцип инерции. Бог Декарта - создатель и хранитель мира, но не оживляющая мир душа. Бог находится вне мира, “нигде”.

Декарт завещал нам: “Побеждать скорее себя, чем судьбу и менять скорее свои желания, чем мировой порядок (интроверт!), верить, что нет ничего, что было бы в нашей власти, за исключением наших мыслей” (3-я максима). Всего Декарт сформулировал 4 максимы. Вот они.

1. Подчинение законам и обычаям моей страны.

2. Твердость, решимость и упорное следование избранным позициям, даже, если они вызывают сомнение, как если бы они были наиважнейшими.

3. См. выше.

4. “Употребить всю мою жизнь на культивирование разума и. насколько возможно, продвигаться вперед в познании истины, следуя методу, который я сам себе прописал”. (Логико-интуитивный интроверт).

Изучение физики, по Декарту, имеет цель сделать людей хозяевами природы. Для физики нужна математизация. У Декарта это главным образом геометризация. Физический мир состоит из двух сущностей: материи, простой протяженности, лишенной всех качеств, кроме геометрических, и движения. Следовательно, достаточно установить законы движения, чтобы вывести законы чувственного мира. Декарт принимал галилееву концепцию вторичных качеств, заключенных не в телах, а в ощущающем субъекте. Как уже отмечалось, по Декарту, бог создал материю и движение, а затем устранился, и природа действует по собственным законам (деизм), и все движения в мире сводятся к движению и взаимодействию соприкасающихся частиц материи. Частиц всего 3 сорта: земля, воздух, огонь. Вихревое движение Солнца вовлекает в движение планеты. Вся Вселенная разбита на вихревые области (прототипы современных галактик).

Декарт был сторонником близкодействия: у него нет места силам, действующим на расстоянии, через пустоту, ибо пустоты не существует (снова отголоски античного мышления!). Основной труд Декарта - “Начала философии” (1644 г.).

В 17 веке наука становится признанной общественной силой. Появляются научные журналы: с 1665 г. начинают выходить “Труды Лондонского королевского общества”, а с 1682 г. в Лейпциге стал издаваться  научный журнал “Акта Эрудиторум”. 17в. - век научной революции, в результате которой возникла классическая физика и др. науки с современными методами познания.

В Новое время Ф.Бэкона можно считать родоначальником индуктивного, а Р.Декарта - дедуктивного методов познания, хотя оба они признавали и тот, и другой пути. Основы же этих методов были заложены еще в Древней Греции. Об аналогичных подходах в древнеиндийской философии мы здесь не говорим, поскольку они, по-видимому, не оказали заметного влияния на развитие западной науки.

Блез Паскаль (1623-1662). Рано обнаружил способности к рассуждению и технике. В 16 лет - автор трактата “О конических сечениях”, в 18 -изобрел вычислительное устройство, на которое получил патент (“паскалина”). После опытов Торричелли написал трактат “О пустоте”. Он утверждал, что природа не имеет никакого страха перед пустотой, и все, что объясняли раньше с помощью этой мнимой причины, легко объясняется давлением воздуха, Декарт считал, что мысль об этом подал Паскалю он. Но договориться они не могли, поскольку Декарт имел в виду абсолютно пустое пространство (которого не существует, по его мнению), а Паскаль - условную пустоту, вызванную давлением воздуха. В дальнейшем мы увидим, что в (торричеллиевой) пустоте возможен электрический разряд, следовательно, это не полная пустота.

Главные изобретения и открытия Паскаля: 1)закон Паскаля о равномерной передаче давления в жидкости и газе; 2)гидравлический пресс; 3) тачка для перевозки грузов; 4)математическая формула для числа сочетаний. Известен как писатель (французский Данте). Разочаровавшись в науке, поставил вопрос о границах науки (см. также “Фауст” Гете): “доводы сердца” отличны от “доводов разума”. Основное философское произведение Паскаля “Мысли о религии и некоторых других предметах” осталось незавершенным и содержит много афоризмов. “Побаиваюсь я математиков: чего доброго они меня примут за теорему” - писал Паскаль. А вот еще один из его афоризмов: “Смеяться над философией - значит истинно философствовать”. Несколько других: “Бог, который нас создал без нас, не может нас спасти без нас”. “Инквизиция и общество иезуитов - вот два бича истины”. “Человек - самый слабый тростник в природе, но тростник мыслящий”. “Неумение изучать человека заставляет изучать все остальное”. Последнее высказывание фактически представляет собой кредо всей западной (экстравертной) цивилизации, отличающее ее от цивилизации восточной (интровертной).

Пророческий характер высказываний Паскаля заметил Л.Н. +- Толстой: “Паскаль - человек великого ума и великого сердца, один из тех людей, который способен видеть через головы людей и веков..., один из тех, которых называют пророками”. Хотя непосредственно для физики Паскаль сделал не так уж много, если вообще сделанное ученым подлежит количественному измерению, но его влияние на умы и сердца современников и потомков больше, чем его вклад только в физику. Взять хотя бы его “деление” бога на “личного бога” и “бога философов и ученых” (см. приложения).

Торричелли и барометрические опыты. Эванжелиста Торричелли (1608-1647) был учеником Галилея в течение 3 месяцев, и после смерти учителя занял его должность придворного математика при герцоге Тосканском. Занимался также изготовлением оптических приборов. Главное его достижение - открытие атмосферного давления. Эрнст Мах считал его основателем гидродинамики. Обессмертил свое имя опытом с перевернутой трубкой, заполненной ртутью. Доказал, что в природе существует пустота. Рухнула еще одна догма Аристотеля.

Разместить статью