Информация, оборудование, промышленность

Гелиоцентрическая система и научная революция. Коперник, Галилей, Кеплер

Гелиоцентрическая система и научная революция. Коперник, Галилей, Кеплер

Хочу, чтоб мы благодарили

Тех, что путь Солнца проследили,

Планетам указали путь.

Гете. Завет

 

Образ триединого Бога заключен в шаре, а именно: Отца - в центре шара, Сына - в его поверхности, а Святого Духа - в равенстве расстояния между его центральной точкой и окружностью.

И.Кеплер. Мистериум космографикум

 

Пришло “Новое время” - время формирования и бурного развития науки. 17 век благодаря научным открытиям существенно изменил мировоззрение людей, чем была сильно обеспокоена церковь, как католическая, так и молодая, не завоевавшая еще авторитета в правительственных кругах, протестантская. Однако прогресс науки преодолел эти препятствия идеологического характера - "дух времени" этому способствовал: рассвет разума после ночи средневековья.

Николай Коперник (1473-1543). С именем знаменитого польского астронома связано начало научной революции. Н.Коперник родился в городке Торуни на берегу Вислы в семье краковского купца. Учился сначала в Ягеллонском университете в Кракове, затем в университетах Болоньи и Падуи, где изучал право и медицину. Уже в Кракове он знакомится с геометрией, тригонометрией, теоретической и вычислительной астрономией. Теоретические основы астрономии в Кракове, как и в других университетах Европы, преподавались с двух позиций, в зависимости от того, велось ли преподавание физиками-космологами или математиками-астрономами, занятыми вычислением положения небесных тел или прогнозами погоды.

Физики преданно следовали учению Аристотеля, хотя и пересмотренному арабами. Математики же брали за основу “Альмагест” Птолемея (как более точную систему эксцентриков и эпициклов). Между этими системами, конечно, было много общего, что позволяло говорить о системе Аристотеля-Птолемея: 1)идея о том, что Земля расположена в центре вселенной, ограниченной сферой неподвижных звезд, 2)естественное движение небесных тел круговое, в отличие от подлунного мира, где могут быть и прямолинейные движения.

В 1532 г. он закончил работу “Об обращении небесных сфер”, главный труд своей жизни. Это была первая гелиоцентрическая научная работа в истории. Правда, гелиоцентризм ее автора “подпитывался” священными символами: образом Святой Троицы (Солнце - Бог-Отец, звезды и пространство - Бог Сын и Бог-Дух Святой соответственно), а также египетской традицией поклонения Солнцу Гермеса Трисмегиста. На примере Коперника и Кеплера (см. ниже) видно, как наука постепенно освобождалась от влияния религии и магии.

Слава о работе польского астронома распространилась далеко, и профессор Виттенбергского университета Ретик сделал и опубликовал описание его работы. Печатанием полного текста работы занялся, по просьбе Ретика, нюрнбергский математик и лютеранский богослов Осиандер, предпославший тексту анонимное введение, в котором писал: “...нет необходимости, чтобы эти гипотезы были истинны или хотя бы правдоподобны, достаточно расчётов, соответствующих наблюдениям”. Впоследствии ни Джордано Бруно, ни Кеплер не приняли только “инструментальной”, т.е. вычислительной трактовки теории Коперника.

Существует, правда, гипотеза, что протестант Осиандер пытался таким образом отвести гнев католической церкви от книги Коперника. Для такой версии есть основания, ибо, спустя несколько десятилетий, за пропаганду идей Коперника будет сожжен на костре инквизиции Джордано Бруно и подвергнется гонениям католической церкви Г.Галилей, который вынужден будет отречься от своих взглядов.

Книга Коперника вышла в год его смерти, в 1543 г. Вначале его теория не казалась более простой и заслуживающей внимания, чем старая теория. В теории Птолемея было 40 кругов, Коперник был вынужден предложить тоже немало - 36. Однако, новая теория содержала целый ряд прогнозов, которые постепенно стали оправдываться: сходство между планетами и Землей, фазы Венеры, Вселенная стала больше по размерам и др. По словам известного американского науковеда Томаса Куна, “после Коперника астрономы стали жить в совершенно ином мире”. Заметим, кстати, что о гелиоцентризме Аристарха Самосского Коперник не упоминает.

В книге Коперника есть важное место, которое впоследствии будет развито Галилеем, Эйнштейном и др. в виде принципа относительности: “Всякое представляющееся нам изменение места происходит вследствие движения наблюдаемого предмета или наблюдателя..., так как не может быть замечено движение тел, одинаково перемещающихся”. Здесь в физике появляется “наблюдатель”.