Информация, оборудование, промышленность

Внутреннее убранство домов начала XVII - XIX века

Внутреннее убранство  домов начала XVII XIX века

Бедные горожане не имели возможности сооружать просторные и благоустроенные жилища. Большинство городских домов, по свидетельству путешественников С. Хейса (1593) и И. Корба (1698), были небольшими по площади.

Размеры обычного крестьянского дома определил англичанин Р. Джонстон, проезжавший вскоре после окончания наполеоновского нашествия 1812 г., бывшего величайшим бедствием для края. В Лошнице около Борисова он насчитал около сотни хат шириной в 14 футов (4, 34 м), высотой в 7 (2, 17 м) и длиной около 20 футов (6,2 м) каждая (Johnston, 1815). Следовательно, площадь избы составляла около 27 м2. Если исключить из этого площадь, занимаемую печью, то на одного человека в многодетной семье приходилось немного места.

«Реконструировать» вид крестьянского двора первой половины XIX в. позволяют нам описания уроженцев  писателей Ю. Крашевского и В. Сырокомли (Kraszewski, 1842; Syrokomla). Хата обычно строилась длинной и узкой, к улице стояла боком. В стене прорезались тричетыре окна, из них одно — со стороны улицы.

Хата крылась дранкой или соломой, над крышей изредка возвышался выдолбленный пень, который заменял дымоходную трубу. Крыльцом служила деревянная колода или камень, положенные перед входом. Двери были узкими, с деревянной ручкой. Вокруг хаты шла земляная завалинка («прызба»), обитая дранкой. Она утепляла жилье.

Ряд путешественников отмечали, что в белорусских селениях было довольно много курных («черных») хат с низким потолком и без деревянного пола. В дымных хатах на Полесье жила в первой половине XIX в. даже мелкая шляхта. Не каждый сейчас может представить себе, что такое курная изба. А в свое время они преобладали не только в сельской, но и в городской застройке. Для такой избы характерно отсутствие дымовой трубы. Дым во время топки шел прямо в жилое помещение, а затем выходил либо в сени через дверь, либо в сени или на чердак через специальное отверстие. Печь была повернута устьем к боковому окну.

В курных хатах для освещения служили небольшие просветы в стене, которые часто не имели рамы. Л. А. Молчанова отмечает, что средняя величина таких окон равнялась 35x35 см, но встречались и размером 18X26 см. Подобные окна назывались волоковыми, потому что в непогоду, мороз, на ночь закрывались «засакай». Окна с такими задвижками и сегодня можно еще увидеть в сенях и каморах.

Нередко окна затягивали бычьими пузырями или прочной промасленной бумагой. Позже, в XIX в., и крестьяне стали вставлять в оконные рамы стекла. Во время сильных морозов окна завешивали плетенными из соломы «матам1». Потолок («столь») настилали обычно над жилой хатой. Поверх потолка укладывали мох или бересту, которые присыпали песком. В ряде местностей  в жилищах устраивались дощатые сводчатые потолки.

В крестьянских хатах пол чаще всего был земляной или глинобитный («ток»). Об этом писал путешественник начала XIX в. В. Б. Броневский. Но во многих избах настилали также деревянные полы.

Для освещения в темную пору суток зажигали лучину или просмоленные куски дерева. Лучину вставляли в расщеп верхушки «свётача» — палки, закрепленной в колодке или просто в стене. Смоляные же корчи разжигали на жестяной решетке («лучшку»), над которой устанавливалась вытяжная труба. О таком устройстве писал ученый и путешественник И. Г. Форстер, живший некоторое время в Великом княжестве Литовском * и побывавший в 1784 г. на Гродненщине. Он остановился на почтовой станции, расположенной в курной хате, где «с потолка свешивалась бляха, на которой горела пригоршня смоляных щепок; это давало достаточно... света как женщинампряхам, так и другим лицам, которые сидели без действия» (Forster, 1914, 258). По диагонали от печи располагался красный угол — «кут», или «покуць». Это было почетное место в хате. Здесь стоял стол, сюда усаживали уважаемых гостей. Стол во время приема пищи покрывали холщовой скатертью — «абрусам». В зажиточных домах употреблялись «абрусы» из тонких дорогих тканей.

В «куце» сходились широкие «лавы» — скамьи, неподвижно укрепленные вдоль стены. Тс, кто был беднее, спали на них ночью. И. Г. Форстер описал, как в курной избе на лавках, поставленных вдоль стен, «разместилась семья, которая состояла приблизительно из восьмиде сяти человек». Спальным местом служили не только «лавы», но и печь, а также «пол» — деревянный помост, который настилали от печи до передней стены.

У состоятельных людей были кровати («ложш»). Матрацы для них набивали мхом, соломой, а у тех, кто был еще богаче,— шерстью, пухом и пером. В завещании 1593 г. одной помещицы из имения Сенница (под Минском) перечислялись следующие виды белья погтрльнпго и постельные принадлежности: «дзет», «коудра», «просцщы», или «простыры» (простыни), перинные наволочки, подушки, «коцы» (одеяла).

Внутри жилых изб ставились «лавы» и столы, шкафы, «зэдль (стулья), на стенах укреплялись «палщы» (полки) для посуды. В бедных избах мебели было немного.

Среди усадебных пристроек источники упоминают погреба (в виде землянок с деревянным срубом) для хранения скоропортящихся продуктов.

Уборные в виде выгребных ям со срубом или без сруба известны в  давно. Не снабженные срубом ямы после наполнения засыпались. Уборные устраивались не только при жилье, но и при общественных зданиях. У зажиточных людей теплые уборные делались внутри жилищ.