Информация, оборудование, промышленность

Загадка средневековья. Магия и алхимия

Загадка средневековья. Магия и алхимия

Хотя средневековье и занимает в истории Европы целое тысячелетие, оно отличается необычайно низкой продуктивностью творческой мысли. Отчасти это объясняется бурным развитием оккультизма, мистицизма, формами проявления которого были алхимия, каббала. Можно, конечно, считать, что алхимия способствовала развитию химии, так же как, скажем, астрология стимулировала астрономию (астрология, впрочем, не специфически средневековое учение, ее корни значительно древнее, а может быть и “восточнее” средневековых европейских). По-видимому, потребовалось целое тысячелетие, чтобы найти иной путь применения творческой мысли, кроме богословского. Естественно, что он не сразу стал научным в нынешнем понимании этого слова.

Существует, впрочем, и попытка другого объяснения. Так, профессор Московского университета математик А.Т. Фоменко вместе с группой последователей развил методы статистической обработки нарративных (повествовательных) текстов. В результате он пришел к выводу о неправильной (затянутой) датировке многих исторических событий. Начало этому процессу положил еще И. Ньютон, но он занимался событиями, имевшими место ранее 200 года до н. э. Попытка передатировки мировой и русской истории, предпринятая Фоменко, привела к “исчезновению” средневековья из всемирной истории. Так, возникновение христианства датируется началом второго тысячелетия нашей эры. Фоменко считает, что более или менее надежная датировка в исторической хронологии началась с 16 века н.э., т.е. он не отрицает надежности хронологии Нового времени. А это как раз и есть период основных открытий в области физики, к которому мы и подходим.

Образ мыслей средневекового ученого получил глубокое и блестящее выражение в трагедии Гете “Фауст”. Схоластика и догматизм средневековой учености высмеиваются в образе ученого Вагнера, ограниченного человека, но игравшего “по правилам”. В образе же пожилого ученого Фауста, продавшего душу дьяволу за возможность стать снова молодым, чтобы не только испытать радости жизни, но и раздвинуть горизонт средневековых знаний и принести людям больше пользы, Гете олицетворяет дремлющую жизненную силу будущей науки, к которой двигалось средневековье. И даже больше, чем науки, - он раскрывает глубины души человека, наделенные "сверхъестественной" силой и, в конечном итоге, "богоподобные". Провидение Гете уникально и, по-видимому, не имеет аналога в мировой литературе.