Информация, оборудование, промышленность

Образование и мыслители средневековой Европы

Образование и мыслители средневековой Европы

Закрытие в начале 6 века последних языческих школ Юстинианом было одновременно и симптомом заката языческой культуры. Появились монастырские (при аббатствах), епископальные (при кафедральных соборах) и придворные школы. Начиная с 13 в. появляются университеты, хотя первый в Европе университет был открыт в Болонье еще в 11 в. В университетах работали и “светские” преподаватели, которым церковь доверяла вопросы веры. В составе университета было 2 факультета: факультет свободных искусств с 6-годичным обучением и факультет теологии, где учились 8 лет или больше.

В науке господствовали взгляды Аристотеля, которые изложил родившийся в предместье Бухары персидский ученый и философ Авиценна (Ибн-Сина), получивший широкую известность в качестве врача.

Роджер Бэкон (1214-1292). Английский философ и естествоиспытатель, родоначальник материализма и опытного изучения природы. Еще находился под влиянием магии, алхимии, астрологии. Высказал ряд смелых научных и технических догадок. Подвергался гонению церковных властей, которыми был отстранен от преподавания в Оксфордском университете и заточен в тюрьму.

Он считал, что через внешний опыт мы приходим к природным истинам, а через внутренний - к сверхприродным. Для первого большую роль играет математика. Занимался оптикой: законы рефракции света, функции линз, возможно, изобрел очки. Имел дело с рефрактивной и рефлективной (зеркала) оптикой. Цвета радуги считал субъективными и объяснял влажностью глаза. Во времена Р.Бэкона физика развивалась уже в связи с потребностями техники, что в период античности было скорее исключением, чем правилом (Архимед).

Оккам, Уильям (около 1285-1349). Средневековый английский теолог и философ-схоласт, крупнейший представитель номинализма. Преподавал в Оксфордском университете, откуда был изгнан по обвинению в ереси и бежал из заключения в Баварию. По Оккаму, познание начинается с интуитивного и переходит к экспериментальному, с которого и начинается наука. Считал реальным лишь индивидуальное.

Знаменитое выражение Оккама: “Не следует умножать сущности сверх необходимости” - т.н. “бритва Оккама” - дорога к “экономии мышления” – направления, развитого в начале XX века Эрнстом Махом. Имеет как прогрессивное, так и регрессивное значение, о которых речь пойдет при обсуждении революции Коперника. В рассуждениях Оккама мы видим созвучие с некоторыми направлениями современной (главным образом, прикладной) физики, математизированной и не отягощенной метафизическим грузом.

Средневековые рассуждения, редко опиравшиеся на наблюдение (греческая традиция), гипотетически принимали вращение Земли. Жаном Буриданом и его учеником Николаем Орезмом показано, что вращение Земли не противоречит астрономическим наблюдениям. Т.о. эквивалентность аристотелевско-птолемеевской и новой теорий о движении небесных тел с помощью “бритвы Оккама” позволяла, в принципе, решить вопрос в пользу новой теории, путем "отсечения" более сложной и искусственной теории эпициклов, но это было сделано лишь Коперником три столетия спустя.