Информация, оборудование, промышленность

Сократ, Платон и Аристотель

Сократ, Платон и Аристотель

Сократ Сократ

Сократ родился в Афинах в 470/469 г., умер (казнен) в 399 г. Сын каменотеса и повитухи. “Мирской проповедник”. Внес духовную революцию в греческую философию. Сущность человека -  его душа. Этика Сократа: 1)добродетель - знание, а порок - невежество; 2)зло делают по незнанию. Счастлив лишь добродетельный, злонамеренный несчастлив всегда. Революция ненасилия выделяет имя Сократа. Метод постижения истины Сократа: ирония и майэвтика (“родовспоможение”).

Платон

Платон (426/427-347) Родился в Афинах. Вначале был учеником Кратила (последователя Гераклита), а затем Сократа. Путешествовал (Египет, Италия, Сицилия). Основатель Академии, девизом которой было: “Негеометр да не войдет!”. Ввел понятие метафизики (фактически), которую называл “второй навигацией”. Основные произведения написаны в форме диалогов. в большинстве которых одним из действующих лиц является Сократ.

От мира чувственного с помощью “второй навигации” мы совершаем восхождение к миру умопостигаемому, интеллигибельному. Демиург (творец) Платона создает мир из материи, которая существовала прежде, т.е. не из “ничего”. Аналогию процессу познания Платон дает в рассказе о пещере, в которой находятся люди, могущие судить о происходящих  Платонвокруг них событиях лишь по теням на стене пещеры. Важную роль в этом процессе, по мнению афинского философа, играют и "воспоминания" души, когда-то находившейся в заоблачных сферах мифической Гиперурании, где она общалась с богами. Отсюда следует, что Платон исповедовал учение о переселении душ и был "язычником", хотя многие положения его учения оказали значительное влияние на появившееся впоследствии христианство, испытавшее влияние греческой культуры, видным представителем которой был Платон.

Последователи Платона представляли себе философию в виде триптиха: физика, этика и логика (диалектика).

Аристотель

Аристотель (384/383-322). Натурфилософские работы Аристотеля систематизировали философские знания того времени. Борясь с пифагорейской и платоновской мистикой, пытался основать физику на наблюдении и (отчасти) эксперименте. Сочинения: “Физика”, “О небе”, “Механика”, “Метеорология” и др. Представления Аристотеля о движении просуществовали в физике более 1,5 тысячелетий. Под движением он понимал любое количественное или качественное изменение. Различал подлунный мир, в котором вещи разрушаются и исчезают и небесный мир - вечный и нерушимый. Считал, что на движение тела оказывает влияние подталкивание его воздухом. Пустота, по Аристотелю, есть место, которое не содержит тела.

Физика, в понимании Аристотеля, не должна опираться на эксперимент (рабовладельцы презирали “ручную работу” - удел рабов), не должна опираться она и на математику - абстрактную Аристотельнауку, но на логические рассуждения (Аристотель систематизировал и развил формальную логику). Термин “метафизика” появился после Аристотеля, хотя его суть присутствовала уже у Платона (“вторая навигация”). Одна из версий - это содержание книг Аристотеля, расположенных его комментаторами после “Физики”.

Как уже говорилось, метафизику в смысле Аристотеля можно соотнести со “второй навигацией” Платона. Сам же Аристотель называл ее “первой философией”, а свою “физику” - “второй философией”. Итак, аристотелева физика - это метафизика в более позднем (и нашем) понимании, вершиной которой является понятие неподвижного перводвигателя. 

Понятие времени неотделимо от понятия души, которая единственная и может отличить “сначала” от “потом” (нет времени без души, как нет числа без нумератора). Аристотель, кроме четырех стихий, вводит пятую -эфир, из которого состоят небеса и который неизменен. Великий систематизатор, он заложил основы современного естествознания и науки вообще, хотя, как мы увидим из дальнейшего, догматизация его учений путем их включения в церковные каноны сковывала развитие науки Нового времени, но это произошло спустя почти 2 тысячелетия. Кстати, “боязнь пустоты” - была возведена в принцип именно Аристотелем (“horror vacui”).