Информация, оборудование, промышленность

Античность

Античность

“Осевое” время (800-200 гг. до н.э.) пришло в Древнюю Грецию на стыке времен и захватило расцвет греческой философии. Но история Древней Греции началась раньше, в начале второго тысячелетия до н.э., когда с севера пришли ахейцы, заселившие Пелопоннес и некоторые острова Средиземного моря. В середине 13 века до н.э., после Троянской войны царства ахейцев были ослаблены, а в 12 в. до н.э. дорийцы, также пришедшие с севера, окончательно сломили их могущество. Они принесли железные орудия и оружие. От дорийцев произошла Спарта.

В осевое время греки активно расселяются по берегам Средиземного моря. Им был присущ дух странствий, завоеваний, предприимчивость (Одиссей), внимание к личности. Формируется антропоцентризм и рационализм - основы техногенной цивилизации, а также богоравность, состязательность (агон).

Раннее греческое мировосприятие было связано с мифологией, которая по мере формирования греческих городов (полисов) превращалась в олимпийскую религию. Олимпийские боги, победившие хаос и символизировавших его хтонических богов (богов загробного мира) - титанов, циклопов, стали стражами мирового порядка - космоса. В отсутствие обожествления царей греческая олимпийская религия была демократичнее восточных. Греческие боги - бессмертные копии людей - также подчиняются судьбе.

Культурная жизнь греков, южного народа, была достаточно многообразной. Творили непревзойденный Гомер и его современник поэт Гесиод (“Теогония”, “Творения и дни”). Родилась драма, связанная с культом Диониса (он же Вакх), а также трагедия (букв. “песнь козлов”).

В Греции проводились спортивные игры: Олимпийские, Пифийские (посвященные Аполлону), Немейские (в честь Зевса и Геракла), Истмийские (в честь Посейдона).

В 5 в. до н.э. объединенные войска греков под руководством Афин, а также флот победили персов. Значение Афин возросло. Начался золотой век афинской демократии, который был недолгим, но плодотворным в культурном отношении. Политическая свобода, особенно при Перикле, стимулировала развитие искусства и философии, а также общественной жизни. Однако, в результате воины со Спартой (431-404) Афины утратили былое могущество. В 4 веке начались походы Александра Македонского. В 146 г. до н.э. Греция стала провинцией Римской империи. Обновление греческой культуры произошло уже в Византии в связи с христианством.

Культура Древней Греции, положившая начало западной, техногенной цивилизации, была полна иррациональных элементов. Это культ Диониса, который пришел на смену еще более древним культам, культам более диким, когда исступленные менады пожирали сырое мясо жертвенного мальчика. Во времена Дионисий вместо мальчика стали приносить в жертву жеребенка. Согласно Бертрану Расселу, мистицизм дионисийских мистерий оказал большое влияние на греческую философию и христианство. Существовало также сходство греческих (элевсинских) мистерий с брахманическими в Индии. Так, элевсинские мистерии заключались санскритским священным словом “Ом”. Дионисия родила Непорочная дева 25 декабря. Он совершал чудеса, превращал воду в вино, был приговорен к смерти титанами и воскрес 25 марта. Он всегда назывался спасителем. Христиане в Риме праздновали 25 декабря как Рождество Христово.

Гегель в “Философии истории” писал: “То, что греки заимствовали свои представления из Индии, Сирии, Египта, является столь же историческим фактом, как и то, что греческие представления самобытны”.

Дикий культ Вакха впоследствии сменился более утонченным культом Орфея, ставящим на первое место духовное, а не физическое опьянение. В гробницах были найдены орфические таблицы, содержащие поучения душе умершего. Греки верили в метемпсихоз - переселение душ. В греческую философию орфизм принес Пифагор (2-я половина 6-го -1-я половина 5-го вв. до н.э.). От пифагорейцев орфический элемент перешел в философию Платона. Сочетание интеллекта и страсти делало древних греков великими, и никто так не преобразовал мир культуры на будущие времена, как они. Греческая и продолжившая ее традиции римская философия имеют тысячелетнюю историю: с 6-го в. до н.э. по 529 г. н.э., когда римский император Юстиниан закрыл все “языческие” школы, что означало победу христианства. Греки не имели священных книг. догматов, жрецов. Это расковывало мысль и делало их философию свободной. В истории это уникальный случай.