Информация, оборудование, промышленность

История и доистория

История и доистория

История человечества, осознавшего себя единым целым совсем недавно, появилась первоначально в виде истории отдельных народов приблизительно 5000 лет назад с изобретением письменности: 3300 лет до н.э. у шумеров, 3000 лет до н.э. в Египте. 2000 - в Китае (К. Ясперс). Доистория же длилась сотни тысяч лет, но о ней мы мало знаем. “Кто мы, откуда и куда идем?” Эти вопросы древних остаются без удовлетворительного ответа. Существенны следующие этапы доистории: 1) открытие огня и орудий; 2) появление речи; 3) запреты, табу, приводящие к тому, что человек не может быть только частью природы. Природа человека - его искусственность; 4) образование групп и сообществ. От инстинктивных сообществ насекомых их отличает осознание смысла. Это, например, группы мужской солидарности: армия, государство; 5) жизнь, нормируемая мифами (преданиями); 6) семейный уклад и его трансляция.

“Возникновение культуры территориально охватывает лишь узкую полоску всей земной поверхности от Атлантики до Тихого океана, от Европы, через Северную Африку, Переднюю Азию до Индии и Китая”. “Никто не может понять, что здесь произошло. как возникла ось мировой истории”, - писал Ясперс, имея в виду промежуток времени от 800 до 200 годов до н.э. - время зарождения основных религий и философских учений. Пробуждение духа и является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до этого было разделено на локальные, не связанные между собой культуры.

Подлинная связь между народами - духовная, а не родовая, не природная. Отсюда и наука не является национально замкнутой. Снова Ясперс: “Тем, что тогда свершилось, что было создано и продумано, человечество живет по сей день” (созвучно Бердяеву!). Осевое время, по Ясперсу, - священная эпоха мировой истории. Она не осмыслена рационально и является предметом философской веры.