Информация, оборудование, промышленность

Модель психики

Модель психики

Чем отличается современный человек от древнего? Прежде всего сознательной частью психики, интеллектом. (Подобные вопросы, как это следует из приведенных высказываний крупных физиков, не находятся в компетенции физики, однако, наука ими занимается, только психология). Бессознательная же часть у них наиболее близка. Понятие бессознательного было введено в науку З. Фрейдом для лечения нервнобольных. “Оздоровил” психику и применил это понятие к психике здоровых людей К. Юнг. Он считал психику человека состоящей из четырех пластов: эго (“я”), супер-эго (“сверх-я”), ид (“оно”, индивидуальное бессознательное) и супер-ид (коллективное бессознательное). Структурными единицами коллективного бессознательного Юнг называл архетипы, доставшиеся человеку на инстинктивном уровне с доисторических времен: Анима (женское начало в мужчине), Анимус (мужское начало в женщине), Бог и. др. Архетипы играют важную роль в научном и другом творчестве, образуя некую внутреннюю опору, своеобразный эталон, носящий обычно характер аллегории, явлениям, которые человек воспринимает из внешнего мира.

Дальнейшее развитие представлений Юнга опирается на его типологию личности, которая началась с типологизации психологических функций. Это в современном звучании этика, логика, сенсорика и интуиция. Первые две функции относятся к рациональным, вторые две - к иррациональным. Еще два понятия ввел К. Юнг: экстраверсия и интроверсия. Первое связано с обращенностью человека вовне (экстраверт), второе - вовнутрь (интроверт). Общее количество психологических типов получаем перемножением числа позиций в этих трех разбиениях Юнга: 4х2х2=16.

А. Аугустинавичюте (Литва) построила из этих 16 типов социон. У каждого члена социона есть две ведущих функции - одна рациональная, другая иррациональная. У типа “Дон- Кихот” (интуитивно-логический экстраверт), например, сильные функции - интуиция и логика, см. также Приложение 1.

С появлением соционической модели психики, которой мы будем пользоваться в дальнейшем, напоминающей по своему характеру естественнонаучные модели внешнего мира, стал возможен единый, точнее - более цельный подход к внешнему и внутреннему миру, который до последнего времени не был свойственен науке и которым всегда отличался мистицизм. Формированию единого подхода в немалой степени способствовало то обстоятельство, что соционика опирается на понятие информации, пригодное для описания как внешнего, так и для внутреннего мира. К возникновению же этого понятия в арсенале науки закономерно привело, как мы увидим далее, развитие физики.

Не стоит, правда, забывать, что сама соционика является упрощенным изложением аналитической психологии К. Юнга, делающим его классификацию человеческих типов более доступной пониманию и практическому применению. Тем не менее, появление "научной" модели внутреннего мира - значительное явление в его рациональном познании, которое однако, как показывает опыт мировых религий, восточного мистицизма, искусства, литературы и, наконец, самой аналитической психологии, не является достаточным и, согласно принципу дополнительности, будь то по Н. Бору или по К. Юнгу, требует иррационального дополнения. На этом постулате фактически базируется методология творчества, являющаяся рациональным путем активизации иррационального, бессознательного в человеческой психике.

Такое "единение" физики с глубинной психологией, которое пока только намечено развитием наших знаний, способствует поистине "божественным" возможностям, открывающимся перед наукой и образованием.