Есть ли строгие законы у полнокровного, эвристического мышления людей? I
Современная психология очень далеко ушла от наивного отождествления психической структуры человеческой личности с её сознательной частью. В её свете последняя выглядит подобно пресловутой видимой части айсберга, большая часть которого находится под водой и скрыта от глаз. Открытия трансперсональной психологии, связанные с именами К.-Г. Юнга и С. Грофа, указывают на таинственную укоренённость человеческой личности в Духовном Космосе, о чём тысячелетиями говорят религиозные вероучения.
Соответствующие уровни имеет и феномен человеческого мышления. Вербальное мышление представляет собой лишь часть реального, полнокровного мышления человека. В этом каждый из нас может убедиться и на личном опыте, который даже на уровне обыденной жизни показывает, что мыслить и облачить свои мысли в адекватную словесно-понятийную форму - далеко не одно и то же. Как, например, в случае попыток описать свои переживания перед художественным полотном или при прослушивании любимого музыкального произведения. В мышлении каждого из нас самым сокровенным остаётся глубоко личностный иррациональный компонент, который в науке нередко решает успех крупных и великих открытий.
Вместе с тем, психология XX века всесторонне развила также своё учение о сознательной части человеческой личности - чрезвычайно сложной и автономной. В этой своей части человеческая личность бесспорно укоренена в обычном, земном человеческом обществе.
Ведущую роль в познании этого аспекта феномена человека играет культурно-историческая теория человеческой личности, основы которой были заложены в 20-30-х гг. Л. С. Выготским и его учениками. Согласно ей, главная закономерность индивидуального развития человека (психического онтогенеза) состоит в интериоризации ребёнком структуры его внешней, социальной деятельности, т. е. её преобразование в структуры своего сознания. Одну из ключевых ролей в умственном онтогенезе человека как сознательного и деятельного первоэлемента социальных структур играет овладение языком с его фондом понятий и логических операций с понятиями. Психологи выявили сложное взаимодействие и перераспределение функций между левым и правым полушариями мозга, сопутствующие умственному онтогенезу человеческого индивида. В частности, по мере взросления человека левое полушарие узурпирует функции абстрактного мышления. Правое же полушарие в течение всей жизни человека отвечает за конкретность его мышления. Кроме того, правое полушарие генерирует невербальные компоненты человеческого мышления - интуицию, воображение, чувство целостности и гармонии, эстетические чувства.
Невербальное мышление обладает своими впечатляющими преимуществами. Прежде всего, конкретностью в смысле целостного, системного понимания сложных объектов. Впечатляет его быстродействие, когда интуитивные озарения позволяют мгновенно решать сложные проблемы. Несравненно ускоряет получение результата ассоциативность невербального мышления. Нередко в осмыслении сложной проблемы успех дела решает творческая фантазия, вербальное мышление на этом фоне выглядит медлительным и неповоротливым. Ему не по силам держать в поле зрения весь сложный объект. Оно всегда сосредоточено лишь на его отдельных элементах и их ближайшем окружении. Это с очевидностью демонстрируют наши взаимоотношения с устной информацией, воспринимав мой на слух, а также с текстами, которые по сути своей являются той же самой устной информацией, только запечатленной на бумаге с помощью письменных знаков. (Обратное столь же очевидно демонстрируется нашим восприятием сложной визуальной информации, адресуемой глазам и правополушарному мышлению, - графических форм представления математических функций, диаграмм, картин и др.).
Тем не менее, результаты познания, эффектно достигаемые не вербальным мышлением, человеку крайне трудно выразить словами так, чтобы они не остались только его личным достоянием. В наук автор гениального озарения нередко должен пройти для этого полный курс специального образования. Вербальное же мышление, несмотря на его недостатки, было и остаётся единственно эффективным средством интеллектуального общения людей, без которого была бы немыслима наука в её качестве грандиозной мировой индустриипознания.
Таково, в самых общих чертах, полнокровное человеческое мышление. В том числе, и в реальных научно-познавательных процессах. Применительно к последним такое мышление называется эвристическим. При этом оно противопоставляется дискурсивному, т. е. мышлению в строгих понятиях позаконам формальной логики. В частности, эвристическое мышление решает успех индуктивного познания - обобщений опытных знаний в новых понятиях и законах.
Таким образом, в свете современной психологии эвристическое мышление человека предстаёт не только чрезвычайно сложным и многоплановым, но и содержащим ряд иррациональных компонентов, не переводимых на язык рациональных понятий науки логики. Достаточно упомянуть сокровенно-личностные эстетические чувства, которые также играют не последнюю роль в научных открытиях. Что касается творческой интуиции, то этот компонент в структуре эвристического мышления и для современной психологии остаётся тайной за семью замками. Не безнадёжна ли сама идея искать здесь какие-то строгие законы мышления? Не похожи ли такие поиски на многовековую историю попыток изобретения вечного двигателя, бесплодность которых показала термодинамика?