Информация, оборудование, промышленность

Есть ли строгие законы у полнокровного, эвристического мышления людей? I

Есть ли строгие законы у полнокровного, эвристического мышления людей? I

Современная психология очень далеко ушла от наивного отожде­ствления психической структуры человеческой личности с её созна­тельной частью. В её свете последняя выглядит подобно преслову­той видимой части айсберга, большая часть которого находится под водой и скрыта от глаз. Открытия трансперсональной психологии, связанные с именами К.-Г. Юнга и С. Грофа, указывают на таинст­венную укоренённость человеческой личности в Духовном Космосе, о чём тысячелетиями говорят религиозные вероучения.

Соответствующие уровни имеет и феномен человеческого мыш­ления. Вербальное мышление представляет собой лишь часть реального, полнокровного мышления человека. В этом каждый из нас может убедиться и на личном опыте, который даже на уровне обыденной жизни показывает, что мыслить и облачить свои мысли в адекватную словесно-понятийную форму - далеко не одно и то же. Как, например, в случае попыток описать свои пере­живания перед художественным полотном или при прослушивании любимого музыкального произведения. В мышлении каждого из нас самым сокровенным остаётся глубоко личностный иррациональный компонент, который в науке нередко решает успех крупных и вели­ких открытий.

Вместе с тем, психология XX века всесторонне развила также своё учение о сознательной части человеческой личности - чрезвычайно сложной и автономной. В этой своей части человеческая личность бесспорно укоренена в обычном, земном человеческом обществе.

Ведущую роль в познании этого аспекта феномена человека иг­рает культурно-историческая теория человеческой личности, основы которой были заложены в 20-30-х гг. Л. С. Выготским и его учени­ками. Согласно ей, главная закономерность индивидуального разви­тия человека (психического онтогенеза) состоит в интериоризации ребёнком структуры его внешней, социальной деятельности, т. е. её преобразование в структуры своего сознания. Одну из ключевых ро­лей в умственном онтогенезе человека как сознательного и дея­тельного первоэлемента социальных структур играет овладение языком с его фондом понятий и логических операций с понятиями. Психологи выявили сложное взаимодействие и перераспределение функций между левым и правым полушариями мозга, сопутствую­щие умственному онтогенезу человеческого индивида. В частности, по мере взросления человека левое полушарие узурпирует функции абстрактного мышления. Правое же полушарие в течение всей жиз­ни человека отвечает за конкретность его мышления. Кроме того, правое полушарие генерирует невербальные компоненты человече­ского мышления - интуицию, воображение, чувство целостности и гармонии, эстетические чувства.

Невербальное мышление обладает своими впечатляющими пре­имуществами. Прежде всего, конкретностью в смысле целостного, системного понимания сложных объектов. Впечатляет его быстро­действие, когда интуитивные озарения позволяют мгновенно ре­шать сложные проблемы. Несравненно ускоряет получение резуль­тата ассоциативность невербального мышления. Нередко в осмыс­лении сложной проблемы успех дела решает творческая фантазия, вербальное мышление на этом фоне выглядит медлительным и неповоротливым. Ему не по силам держать в поле зрения весь сложный объект. Оно всегда сосредоточено лишь на его отдельных элементах и их ближайшем окружении. Это с очевидностью демонстрируют наши взаимоотношения с устной информацией, воспринимав мой на слух, а также с текстами, которые по сути своей являются той же самой устной информацией, только запечатленной на бумаге с помощью письменных знаков. (Обратное столь же очевидно демонстрируется нашим восприятием сложной визуальной информа­ции, адресуемой глазам и правополушарному мышлению, - графи­ческих форм представления математических функций, диаграмм, картин и др.).

Тем не менее, результаты познания, эффектно достигаемые не вербальным мышлением, человеку крайне трудно выразить словами так, чтобы они не остались только его личным достоянием. В наук автор гениального озарения нередко должен пройти для этого пол­ный курс специального образования. Вербальное же мышление, не­смотря на его недостатки, было и остаётся единственно эффектив­ным средством интеллектуального общения людей, без которого была бы немыслима наука в её качестве грандиозной мировой ин­дустриипознания.

Таково, в самых общих чертах, полнокровное человеческое мыш­ление. В том числе, и в реальных научно-познавательных процессах. Применительно к последним такое мышление называется эвристическим. При этом оно противопоставляется дискурсивному, т. е. мышлению в строгих понятиях позаконам формальной логики. В ча­стности, эвристическое мышление решает успех индуктивного по­знания - обобщений опытных знаний в новых понятиях и законах.

Таким образом, в свете современной психологии эвристическое мышление человека предстаёт не только чрезвычайно сложным и многоплановым, но и содержащим ряд иррациональных компонентов, не переводимых на язык рациональных понятий науки логики. Достаточно упомянуть сокровенно-личностные эстетические чувства, которые также играют не последнюю роль в научных открытиях. Что касается творческой интуиции, то этот компонент в структуре эвристического мышления и для современной психологии остаётся тайной за семью замками. Не безнадёжна ли сама идея искать здесь какие-то строгие законы мышления? Не похожи ли такие поиски на многовековую историю попыток изобретения вечного двигателя, бесплодность которых показала термодинамика?