К вопросу о диалектике I
Название этого раздела повторяет название ключевого фрагмента «Философских тетрадей» В. И. Ленина. После многих десятилетий идеологических спекуляций на понятии «диалектика» вопрос о её сущности остаётся столь же открытым, как и в 1915 г., когда Ленин в своей швейцарской эмиграции пытался найти на него ответ. В отличие от Гегеля, считавшего, что он ответил на него своей философской системой, Ленин ставил его заново и с подобающей науке скромностью. К вечному вопросу о диалектике он прилагал не более чем свою версию превращения диалектики из умозрительно-философской концепции в научную. Цели этого параграфа несравненно более частные. Но его результаты позволяют получить новые штрихи к картине того, что называется диалектической гибкостью мышления. Поэтому здесь представляется вполне уместным связать эти результаты с вечным вопросом о диалектике.
Диалектическая гибкость человеческого ума начинается с его сознательной осторожности в своём отношении к услугам формальной логики.
Допустим, человеку предлагается произвести логический анализ такой энтимемы: «Павлов - военнослужащий, поэтому он мечтает стать генералом». Рассуждая часто формально, можно восстановить домысливаемую большую посылку: «Каждый военнослужащий мечтает стать генералом». И так в наше время поступит не только большинство детей, но и некоторые взрослые, склонные к формальным теоретизированиям. Но человек, элементарно знакомый с опытно данной жизнью армии, сразу же забракует эту энтимему как весьма сомнительную. Уж слишком сложным и неоднозначным является реальное отношение реальных военнослужащих к перспективе продвижения к генеральским чинам. В абстрактно-обобщённой оценке этого отношения явно не проходит жёсткое дихотомическое деление всех военнослужащих на мечтающих и не мечтающих о генеральских погонах. Вместо дихотомического "либо – либо" здесь уместно отношение противоположности "и - и": «Военнослужащие и мечтают, и не мечтают стать генералами».
Как часто в советское время даже некоторые профессиональные философы считали, что додуматься до подобных обобщённых формулировок - значит проявить диалектическую гибкость ума во всём её блеске! Однако с подобных обобщающих констатации диалектически гибкий ум только начинает свою настоящую работу. В данном случае за такой диалектически гибкой постановкой вопроса стоит признание того факта, что мечтающие и не мечтающие о генеральских погонах занимают крайние места в весьма широкой шкале реального отношения всех военнослужащих к перспективам своей службы в армии. Дальнейшим и самым важным ходом диалектически гибкого ума в данном примере станет чёткая ориентация только на тот круг военнослужащих, которые сознательно стремятся к генеральским званиям. А это потребует в первую очередь уточнения исходных опытных знаний о Павлове, мечтающем стать генералом. Понятие «военнослужащий» при это требует конкретизаций. Только та небольшая часть военнослужащих, которая непосредственно готовится к вступлению в генеральские должности, полностью представлена людьми, мечтающими о генеральской карьере. Лишь в том случае, если Павлов попадает в эту узкую группу военнослужащих, предлагаемая энтимема корректна и её вывод является истинным.
Рассмотренный пример показывает, что диалектически гибкие ходы человеческого мышления означают сознательный отход от абстрактных теоретизирований в сторону эмпиризма, в сторону конкретного анализа конкретных, опытно данных ситуаций. Силлогистические умозаключения здесь - плохие помощники. Прежде чем воспользоваться их услугами, надо разобраться с понятиями, которые в них заводятся. Надо чётко зафиксировать их содержания и объёмы, а это — особая, подчас весьма большая и трудная работа человеческого ума. Она-то и является диалектическим осмыслением сложной ситуации.
Другой пример - из советизированного марксизма эпохи 30-50-х I годов XX в. В умах многих профессиональных обществоведов сталинского призыва проигрывался примерно такой полисиллогизм:
Материя первична. Общественное сознание вторично.
Общественное сознание нематериально.
Наука - форма общественного сознания.
Наука нематериальна.
Экономический базис общества материален.
Наука неп ринадлежит экономическому базису общества.
Но этот вывод «железной логики» явно противоречил положению К. Маркса о превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Кое-кто из специалистов делал из этого поистине надуманного парадокса «сенсационный» вывод о возможности перемещения науки из идеальной надстройки общества в его материальный экономический базис. Большая часть специалистов критиковала такую «претенциозность» и призывала держаться классических марксовых определений базиса и надстройки. Дискуссии вокруг этой псевдопроблемы растянулись на многие годы и заняли тысячи страниц книг и журналов. Но для львиной их доли просто не было бы повода, если бы их участники не декларировали свою приверженность диалектическому методу исследования, а реально ему следовали. На деле же они следовали на поводу формальных теоретизирований, отдавая дань каждой интеллектуальной ловушке формальной логики, каждому концептуальному тупику, в которые заводят упования на её мифический «автоматизм». Что же касается подлинно диалектического метода исследования, то он и в данном случае начинается с содержательного анализа сложнейших понятий, заводимых в аппарат логико-дедуктивных рассуждений.
Для многих обществоведов и философов советской эпохи было характерно некое интеллектуальное высокомерие по отношению к формальной логике, которую они считали неизмеримо превзойдённой и не достойной своего внимания. Между тем, за образчики диалектической гибкости ума в подобных случаях по причине элементарного невежества выдавалась одна из азбучных истин традиционной формальной логики.