Информация, оборудование, промышленность

Двойственная результативность логической последовательности мышления II

Двойственная результативность логической последовательности мышления II

Прямолинейное продолжение логической последовательности анализа за эти пределы приводит к феномену, который можно об­разно назвать «концептуальной шизофренией». Это явление чаще всего не затрагивает вопроса о психическом здоровье тех деятелей науки, которые мыслят в таком духе. Тем не менее, определённая аналогия здесь чётко просматривается. У шизофреников логическая зацикленность на своей idee fixe   носит броские формы, поскольку распространяется буквально на все их мысленные взаимоотношения с внешним и своим внутренним миром. Как у того больного, который на вопрос врача «Когда Вам впервые пришло в голову, что Вы пёс?» мгновенно отвечает: «Давно, доктор. Тогда я ещё был щен­ком», в науке «концептуальная шизофрения» также может пред­ставлять известную опасность для психического благополучия её носителей. Ведь и среди деятелей науки встречаются такие, которые фанатично преданы своей концепции, а фанатизм всегда чреват го­раздо большими неприятностями, чем склонность упорно объяснять в понятиях этой концепции то, что явно не объясняется.

Но «концептуальная шизофрения» может быть и долговременной научной традицией, массовым явлением, характерным для мышле­ния многотысячных сообществ специалистов. Психическому здоровью людей при этом мало что угрожает, ибо они просто воспитаны в Духе такой методологии и считают её чем-то само собой разумею­щимся. Ярким примером может служить марксизм. За всю его исто­рию сравнительно немногим обществоведам марксистской ориентации удавалось вырваться за рамки традиции объяснять всё сущее в обществе с позиций теории классовой борьбы .

Отметим что с этой «концептуальной шизофренией» марксизма остро конфликтует марксистская же теория объективной истины как продукции научного познания. Эта теория (особенно, в ленинской интерпретации) чётко говорит о том, что истины науки абсолютны только в-смысле неизменности в определённых пределах, а при попытках распространить их за эти пределы они становятся заблужде­ниями. В этом свойстве относительности научных истин кроется большая опасность, ибо при их последовательном развитии за пре­делы безусловной справедливости они плодят в человеческих зна­ниях хитросплетения полуистинных-полуложных результатов.

Известно, что полуправда гораздо опаснее откровенной лжи, ибо ложь здесь сложно и утончённо маскируется под истину. Деятели науки отчётливо понимают эту опасность теоретизирований без по­стоянных оглядок на исходные понятия, схемы и допущения. Поэто­му они культивируют то, что можно назвать интеллектуальным аскетизмом: как ни соблазнительно потеоретизировать по поводу широких областей объективного мира и мира в целом, в науке сле­дует придерживаться теоретического анализа вполне определён­ных объектов, которые должным образом концептуально схемати­зированы.

 

В наше постсоветское время молодому поколению уже трудно представить, до какой степени было схоластически заформализованным мышление совет­ских обществоведов-марксистов, Но об этом всегда готовы напомнить фонды соответствующих статей и книг советского периода нашей истории. В качестве другого примера можно привести идеологическую апологетику советского строя. Она исходила из тезиса о том, что при социализме, якобы, на практике, а не на бумаге, имеет место общественная (общенародная) собственность на средства производства. Этот постулат сомнителен и сам по себе, поскольку ре­ально имело место не обобществление средств производства, а их тотальное огосударствление, передача в руки нового правящего класса - коммунистиче­ской партократии, Тем не менее, из этого постулата что только не дедуцирова­лось! Так, социалистическое общество, якобы, устраняет асе препятствия на пу­ти научно-технического прогресса, в принципе не порождает эксплуатации че­ловека человеком, социальных антагонизмов, войн, экологического кризиса, конфликта отцов и детей, человеческих трагедий и др. Даже преступность и массовое пьянство представлялись историческими пережитками, которые в ус­ловиях общественной собственности на средства производства лишены социальных корней и обречены на исчезновение - подобно государству... Это ли не «концептуальная шизофрения»? Анализируя исторические причины провала социалистического эксперимента в бывшем Советском Союзе, следует уделять должное внимание и данному фактору. К началу так называемой «перестройки» теоретическая доктрина советизированного марксизма во всех слоях советского общества массово, почти тотально воспринималась как лживая, в кабинетах придуманная идеология, всесторонне и вопиюще не соответствующая эмпири­ческим реалиям этого общества. Было бы грубой политизированной натяжкой списывать её обвальное обрушение в 80-90-х годах на злой умысел вдохновите­лей и руководителей «перестройки». Советская идеология обрушилась прежде всего под тяжестью противоречий между её теоретической доктриной и реаль­ным общественным развитием вСоветском Союзе и за его пределами