Двойственная результативность логической последовательности мышления II
Прямолинейное продолжение логической последовательности анализа за эти пределы приводит к феномену, который можно образно назвать «концептуальной шизофренией». Это явление чаще всего не затрагивает вопроса о психическом здоровье тех деятелей науки, которые мыслят в таком духе. Тем не менее, определённая аналогия здесь чётко просматривается. У шизофреников логическая зацикленность на своей idee fixe носит броские формы, поскольку распространяется буквально на все их мысленные взаимоотношения с внешним и своим внутренним миром. Как у того больного, который на вопрос врача «Когда Вам впервые пришло в голову, что Вы пёс?» мгновенно отвечает: «Давно, доктор. Тогда я ещё был щенком», в науке «концептуальная шизофрения» также может представлять известную опасность для психического благополучия её носителей. Ведь и среди деятелей науки встречаются такие, которые фанатично преданы своей концепции, а фанатизм всегда чреват гораздо большими неприятностями, чем склонность упорно объяснять в понятиях этой концепции то, что явно не объясняется.
Но «концептуальная шизофрения» может быть и долговременной научной традицией, массовым явлением, характерным для мышления многотысячных сообществ специалистов. Психическому здоровью людей при этом мало что угрожает, ибо они просто воспитаны в Духе такой методологии и считают её чем-то само собой разумеющимся. Ярким примером может служить марксизм. За всю его историю сравнительно немногим обществоведам марксистской ориентации удавалось вырваться за рамки традиции объяснять всё сущее в обществе с позиций теории классовой борьбы .
Отметим что с этой «концептуальной шизофренией» марксизма остро конфликтует марксистская же теория объективной истины как продукции научного познания. Эта теория (особенно, в ленинской интерпретации) чётко говорит о том, что истины науки абсолютны только в-смысле неизменности в определённых пределах, а при попытках распространить их за эти пределы они становятся заблуждениями. В этом свойстве относительности научных истин кроется большая опасность, ибо при их последовательном развитии за пределы безусловной справедливости они плодят в человеческих знаниях хитросплетения полуистинных-полуложных результатов.
Известно, что полуправда гораздо опаснее откровенной лжи, ибо ложь здесь сложно и утончённо маскируется под истину. Деятели науки отчётливо понимают эту опасность теоретизирований без постоянных оглядок на исходные понятия, схемы и допущения. Поэтому они культивируют то, что можно назвать интеллектуальным аскетизмом: как ни соблазнительно потеоретизировать по поводу широких областей объективного мира и мира в целом, в науке следует придерживаться теоретического анализа вполне определённых объектов, которые должным образом концептуально схематизированы.
В наше постсоветское время молодому поколению уже трудно представить, до какой степени было схоластически заформализованным мышление советских обществоведов-марксистов, Но об этом всегда готовы напомнить фонды соответствующих статей и книг советского периода нашей истории. В качестве другого примера можно привести идеологическую апологетику советского строя. Она исходила из тезиса о том, что при социализме, якобы, на практике, а не на бумаге, имеет место общественная (общенародная) собственность на средства производства. Этот постулат сомнителен и сам по себе, поскольку реально имело место не обобществление средств производства, а их тотальное огосударствление, передача в руки нового правящего класса - коммунистической партократии, Тем не менее, из этого постулата что только не дедуцировалось! Так, социалистическое общество, якобы, устраняет асе препятствия на пути научно-технического прогресса, в принципе не порождает эксплуатации человека человеком, социальных антагонизмов, войн, экологического кризиса, конфликта отцов и детей, человеческих трагедий и др. Даже преступность и массовое пьянство представлялись историческими пережитками, которые в условиях общественной собственности на средства производства лишены социальных корней и обречены на исчезновение - подобно государству... Это ли не «концептуальная шизофрения»? Анализируя исторические причины провала социалистического эксперимента в бывшем Советском Союзе, следует уделять должное внимание и данному фактору. К началу так называемой «перестройки» теоретическая доктрина советизированного марксизма во всех слоях советского общества массово, почти тотально воспринималась как лживая, в кабинетах придуманная идеология, всесторонне и вопиюще не соответствующая эмпирическим реалиям этого общества. Было бы грубой политизированной натяжкой списывать её обвальное обрушение в 80-90-х годах на злой умысел вдохновителей и руководителей «перестройки». Советская идеология обрушилась прежде всего под тяжестью противоречий между её теоретической доктриной и реальным общественным развитием вСоветском Союзе и за его пределами