Основные логические особенности философского мышления II
2. Раскрепощение творческой фантазии. По поводу этот способа компенсации дефицита опытных знаний можно повторить! всё то, что только что сказано по поводу творческой интуиции. Отметим лишь, что интуиция и творческая фантазия в невербальном человеческом мышлении - далеко не одно и то же. Творческая интуиция столь необычна и таинственна, что и в нашу эпоху даже не которые далёкие от религиозной мистики психологи склонны считать её в человеческом мышлении гостьей из иных миров. Во всяком случае, интуитивные озарения обычно идут из самых потаённы подсознательных глубин человеческой души. Они спонтанны и не произвольны. Между тем, процесс творческого фантазирования осуществляется человеком в сознательном состоянии, достаточно чётко им контролируется, запускается и прекращается по его воле.
3. Широкое использование метода аналогий. Систематическое развитие аналогий играет важную роль в теоретическом естествознании. Вспомним для примера модель теплорода - гидродинамическую аналогию, в рамках которой в XIX веке сформировалась классическая термодинамика. Но в теоретической науке аналога проводятся осторожно и развиваются под систематическим контролем эксперимента. Философское же мышление опирается на аналогии именно как на средство компенсации дефицита опытных знаний Аналогии при этом проводятся самые смелые, широкие и широчайшие. В духе аналогий знания с частного объекта переносятся на большие области мироздания и даже на всё мироздание. Например гипотеза античных философов об атомистической структуре мироздания вполне могла быть получена по аналогии, скажем, в кучей песка, которая издали кажется сплошной, но при ближайшем рассмотрении оказывается состоящей из дискретных частиц. Характерно, что и конкретизацию этой базовой модели мироздания античные атомисты проводили в значительной мере методом аналогий. Так, версия взаимодействия атомов посредством крючочков на их поверхности вполне могла быть подсказана аналогией с семенами репейника. В наше время некоторые философствующие адепты парапсихологии смело рассуждают в духе аналогий между компьютером или голограммой и информационной структурой Вселенной.
Очень важно отличать подобные рабочие гипотезы от космологических моделей научно-теоретического качества, что делается далеко не всегда. В частности, те же адепты парапсихологии нередко всерьёз считают себя авторами высокоадекватных научных версий строения Вселенной, которые заодно решают и вечные религиозные проблемы.
4. Обращение к литературно-художественной форме анализа. Эта форма исследования особенно характерна для русской философии. Даже В. С. Соловьёв, с которого начинается самобытная русская рационалистическая философия, отдавал ей свою дань. Что же касается философского наследия Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского или Л. Н. Толстого, то оно неотделимо от их литературно-художественного наследия.
Очевидно, что способ компенсации дефицита опытных знаний анализом поведения вымышленных героев в вымышленных ситуациях также оставляет много места для субъективистского произвола в предлагаемых философских концепциях. Более того, при их литературно-художественном оформлении в творческой продукции философа особенно ярко запечатлевается неповторимый колорит его личности, от которого не остаётся следа в творческой продукции великого новатора науки. Как уже отмечалось, в последнем случае в индустрии научного познания личный вклад автора новой концепции подвергается коллективной, сложной, критической обработке коллегами, в результате которой в нём остаются только «безликие» объективно-истинные результаты, всесторонне соответствующие опытно данному положению дел в исследуемом объекте. Если они, конечно, остаются.
5. Ставка на логическую последовательность анализа. Этому способу компенсации дефицита опытных знаний следует уделить особое внимание, поскольку он характерен для европейской философии последнего тысячелетия, включая «панлогизм» Гегеля и, отчасти, марксизм.
Исторически первой по этому пути пошла средневековая схоластика - западноевропейская религиозная философия XII-XIV веков. Богословие западного христианства в начале 2-го тысячелетия в значительной мере отошло от крайней осторожности в деле общезначимой рационализации духовного опыта Христовой Церкви. Оно считало, что часть догматов христианского вероучения может быть обоснована и доказана методами логики Аристотеля, В результате над богословием, призванным непосредственно обобщать и пропагандировать духовный опыт Церкви и святых подвижников веры, надстроилась рационалистическая религиозная философия. Лишь в(XV в. в западном христианстве была осознана несостоятельность та4 кого подхода по причине ограниченности аристотелевской логики.
С XV-XVI веков началось бурное развитие экспериментального естествознания, и западноевропейская философия переключила эту свою компенсационную методологию на познание природы. Наступила эпоха натурфилософских систем мироздания, в которых логической последовательностью анализа компенсировалось незнание реальных явлений природы и отсутствие экспериментально обоснованных законов. Лишь по мере того, как в XVII—XVIII веках набирало силу естествознание, эффективно теоретизируемое на основе таких законов, осознавалась несостоятельность подобных ставок на компенсационные возможности аристотелевской логики. Это было достаточно чётко осознано Г. В. Ф. Гегелем, но особенно - Ф. Энгельсом, подвергшим натурфилософию уничтожающей критике.