Информация, оборудование, промышленность

Правила доказательных рассуждений I

Правила доказательных рассуждений I

Подчеркнём, что тезис всегда что-либо утверждает или отрицает. Поэтому он закрепляется с помощью повествовательного предложе­ния, а не вопросительного. В процессе рассуждений и дискуссий те­зис обычно выделяется словами: «Мой тезис состоит в том, что...», «Я считаю...» (но не «Я предполагаю»!), «Речь идёт о...» и т. п. Те­зис отвечает на вопрос «Что требуется доказать?» Успех доказа­тельства (и опровержения) во многом зависит от того, правильно ли уяснена суть тезиса самим автором и теми людьми, которым он на­мерен его доказать. Для этого необходимо следовать ряду правил.

1. Уяснить «качество тезиса», т. е. содержание основных понятий, используемых в тезисе. Это требование кажется эле­ментарным, но ему не так-то просто следовать в реальных обсужде­ниях я дискуссиях. Во-первых, для этого требуется отобрать необ­ходимый минимум используемых понятий, которые автором тези­са четко определены прежде всего лично для себя. Во-вторых, автор защищаемого тезиса должен позаботиться о том, чтобы эти понятия были общезначимыми  кругу тех лиц, которым он намерен дока­зать свой тезис. Каждая недоработка и недоговорённость в этом де­ле чреваты непониманием со стороны этих людей, дискуссиями с привлечением новых понятий, с обоюдным выяснением их смысла. Всё это может быстро привести к перерождению доказательст­ва в обоюдные и бесплодные словопрения, зачастую - по вопросам, не имеющим отношения к тезису.

2. Определить «количество тезиса», т. е. объёмы понятий, используемых в тезисе. Примером может служить тезис, согла­сно которому в XX веке новая техника становится наукоемкой. Од­нако в такой форме объём понятия «наукоёмкость техники» остаёт­ся неопределённым, и тезис вызывает возражения. В частности такое: «А разве в XV веке новая техника не была наукоемкой? Раз­ве не был наукоемким, скажем, морской хронометр, на изобрете­ние которого Парижская Академия наук мобилизовала усилия луч­ших физиков того времени? Разве не были наукоемкими механизмы античной эпохи, работа которых основывалась на архимедовом законе рычага?» В данном случае оппоненты тезиса имеют в виду широкий, гносеологический смысл понятия «наукоёмкость тех­ники». А именно: создание любой мало-мальски сложной и работо­способной инженерной конструкции предполагает, что изобретатель в своей деятельности руководствуется ранее познанными законами природы. Но у этого понятия есть и узкий, экономический смысл: наукоемкая техника - такая, для создания которой требуется щед­рое опережающее финансирование соответствующих научных ис­следований природы. История наукоемкой техники в этом узком смысле и впрямь началась в XX веке. Изобретение транзистора, ла­зера, создание ядерного оружия и космических аппаратов - яркие тому примеры. Чтобы не давать поводов для разночтений и лишних дискуссий, тот человек, который намерен доказать и развить исход­ный тезис, должен с самого начала четко зафиксировать этот объём понятия и придерживаться его в духе закона тождества.

3. Установить, какого типа знания заключены в тезисе — достоверные или предположительные (гипотетичные, пра­вдоподобные, вероятностные). Достоверными считаются наибо­лее надёжно обоснованные, бесспорные, доказательные знания. Лишь такие знания однозначно дают достоверные заключения в хо-; де их корректного обоснования аргументами. Предположительные знания в лучших случаях будут давать и выводы такого же качества, В худших же случаях они будут приводить к сбоям в цепочках логи­ческой дедукции, к явному или скрытому накоплению и усугублению в них ложных результатов. Примером может служить такой тезис: «Подключение к лечебному процессу методов психотерапии выве­ло тяжело больного из кризиса и спасли ему жизнь». На самом же деле кризис вполне мог быть преодолен и самим организмом боль­ного, и применением эффективного лекарства. Какая-то возмож­ность спасти жизнь пациента есть и у психотерапии, ибо известно, что если тяжело больной к тому же ещё и впадает в депрессию, то он имеет гораздо меньше шансов выжить и поправиться. Но хороши были бы врачи, если бы они, скажем, в случае смертельно опасного развития пневмонии делали ставку на положительные внушения па­циенту, а не на современные антибиотики!

4. Уточнить, простой или сложный тезис предлагается для доказательства (или опровержения).

Иногда под видом одного тезиса пытаются доказать несколько взаимосвязанных, но различных тезисов одновременно. Например: «Эгоцентризм и эгоизм человека рано или поздно приводят его к тяжёлым конфликтам с обществом». Данный тезис прежде всего страдает дефектом неопределённости смысла понятия «эгоцент­ризм». Ограничимся только гносеологическим смыслом. А именно: эгоцентризм суть естественное свойство человека воспринимать и осмысливать мир в первую очередь с позиций своего личного жиз­ненного опыта. Можно сказать, что всей жизни человека сопутству­ет то, что психологи называют децентрацией личности, её социали­зацией. В значительной мере этот процесс сводится к преодолению человеком своих эгоцентричных познавательных установок. Естест­венно, в каждом возрасте по-своему. И если человек в зрелом воз­расте остаётся в этом плане по-детски эгоцентричным и наивным, то это совсем не обязательно приводит его к тяжким конфликтам с об­ществом. Конечно, такой человек не станет учёным, философом, ис­ториком и т. п., но есть масса других социальных ролей, в которых он может прожить долгую и бесконфликтную жизнь с пользой для общества. Другое дело - эгоизм, т. е. явное и активное предпочте­ние человеком своих личных интересов интересам общества, начи­ная с уровня семьи как элементарной ячейки последнего. Культиви­рование эгоизма и впрямь рано или поздно приводит человека к тяжким конфликтам с обществом. Например, к распаду его семьи. Как видим, продуктивным в случае сложных тезисов является их разделение на простые с последующим доказательством (опровер­жением) каждого из них.