Правила доказательных рассуждений I
Подчеркнём, что тезис всегда что-либо утверждает или отрицает. Поэтому он закрепляется с помощью повествовательного предложения, а не вопросительного. В процессе рассуждений и дискуссий тезис обычно выделяется словами: «Мой тезис состоит в том, что...», «Я считаю...» (но не «Япредполагаю»!), «Речь идёт о...» и т. п. Тезис отвечает на вопрос «Что требуется доказать?» Успех доказательства (и опровержения) во многом зависит от того, правильно ли уяснена суть тезиса самим автором и теми людьми, которым он намерен его доказать. Для этого необходимо следовать ряду правил.
1. Уяснить «качество тезиса», т. е. содержание основных понятий, используемых в тезисе. Это требование кажется элементарным, но ему не так-то просто следовать в реальных обсуждениях я дискуссиях. Во-первых, для этого требуется отобрать необходимый минимумиспользуемых понятий, которые автором тезиса четко определены прежде всего лично для себя. Во-вторых, автор защищаемого тезиса должен позаботиться о том, чтобы эти понятия были общезначимыми кругу тех лиц, которым он намерен доказать свой тезис. Каждая недоработка и недоговорённость в этом деле чреваты непониманием со стороны этих людей, дискуссиями с привлечением новых понятий, с обоюдным выяснением их смысла. Всё это может быстро привести к перерождению доказательства в обоюдные и бесплодные словопрения, зачастую - по вопросам, не имеющим отношения к тезису.
2. Определить «количество тезиса», т. е. объёмы понятий, используемых в тезисе. Примером может служить тезис, согласно которому в XX веке новая техника становится наукоемкой. Однако в такой форме объём понятия «наукоёмкость техники» остаётся неопределённым, и тезис вызывает возражения. В частности такое: «А разве в XV веке новая техника не была наукоемкой? Разве не был наукоемким, скажем, морской хронометр, на изобретение которого Парижская Академия наук мобилизовала усилия лучших физиков того времени? Разве не были наукоемкими механизмы античной эпохи, работа которых основывалась на архимедовом законе рычага?» В данном случае оппоненты тезиса имеют в виду широкий, гносеологический смысл понятия «наукоёмкость техники». А именно: создание любой мало-мальски сложной и работоспособной инженерной конструкции предполагает, что изобретатель в своей деятельности руководствуется ранее познанными законами природы. Но у этого понятия есть и узкий, экономический смысл: наукоемкая техника - такая, для создания которой требуется щедрое опережающее финансирование соответствующих научных исследований природы. История наукоемкой техники в этом узком смысле и впрямь началась в XX веке. Изобретение транзистора, лазера, создание ядерного оружия и космических аппаратов - яркие тому примеры. Чтобы не давать поводов для разночтений и лишних дискуссий, тот человек, который намерен доказать и развить исходный тезис, должен с самого начала четко зафиксировать этот объём понятия и придерживаться его в духе закона тождества.
3. Установить, какого типа знания заключены в тезисе — достоверные или предположительные (гипотетичные, правдоподобные, вероятностные). Достоверными считаются наиболее надёжно обоснованные, бесспорные, доказательные знания. Лишь такие знания однозначно дают достоверные заключения в хо-; де их корректного обоснования аргументами. Предположительные знания в лучших случаях будут давать и выводы такого же качества, В худших же случаях они будут приводить к сбоям в цепочках логической дедукции, к явному или скрытому накоплению и усугублению в них ложных результатов. Примером может служить такой тезис: «Подключение к лечебному процессу методов психотерапии вывело тяжело больного из кризиса и спасли ему жизнь». На самом же деле кризис вполне мог быть преодолен и самим организмом больного, и применением эффективного лекарства. Какая-то возможность спасти жизнь пациента есть и у психотерапии, ибо известно, что если тяжело больной к тому же ещё и впадает в депрессию, то он имеет гораздо меньше шансов выжить и поправиться. Но хороши были бы врачи, если бы они, скажем, в случае смертельно опасного развития пневмонии делали ставку на положительные внушения пациенту, а не на современные антибиотики!
4. Уточнить, простой или сложный тезис предлагается для доказательства (или опровержения).
Иногда под видом одного тезиса пытаются доказать несколько взаимосвязанных, но различных тезисов одновременно. Например: «Эгоцентризм и эгоизм человека рано или поздно приводят его к тяжёлым конфликтам с обществом». Данный тезис прежде всего страдает дефектом неопределённости смысла понятия «эгоцентризм». Ограничимся только гносеологическим смыслом. А именно: эгоцентризм суть естественное свойство человека воспринимать и осмысливать мир в первую очередь с позиций своего личного жизненного опыта. Можно сказать, что всей жизни человека сопутствует то, что психологи называют децентрацией личности, её социализацией. В значительной мере этот процесс сводится к преодолению человеком своих эгоцентричных познавательных установок. Естественно, в каждом возрасте по-своему. И если человек в зрелом возрасте остаётся в этом плане по-детски эгоцентричным и наивным, то это совсем не обязательно приводит его к тяжким конфликтам с обществом. Конечно, такой человек не станет учёным, философом, историком и т. п., но есть масса других социальных ролей, в которых он может прожить долгую и бесконфликтную жизнь с пользой для общества. Другое дело - эгоизм, т. е. явное и активное предпочтение человеком своих личных интересов интересам общества, начиная с уровня семьи как элементарной ячейки последнего. Культивирование эгоизма и впрямь рано или поздно приводит человека к тяжким конфликтам с обществом. Например, к распаду его семьи. Как видим, продуктивным в случае сложных тезисов является их разделение на простые с последующим доказательством (опровержением) каждого из них.