Информация, оборудование, промышленность

Астральные мифы

Астральные мифы

В нашем плане существенно то, что древний миф в таких своих вариантах, как астральные мифы, содержит в себе устойчивое ядро познавательного, рационально­го, зачаточно-научного начала. Ведь астральные и кос­мологические мотивы, как установлено в науке, отно­сятся к наиболее общим, стабильным, сходным у перво­бытных племен разных уголков земного шара разделам мифологии. Менее других ее разделов они менялись вовремени и в «пространстве» (в ходе расселения челове­чества по планете).

«Это обстоятельство, - отмечает Б.А. Фролов, может объясняться, с одной стороны, постоянством объективной основы астральных мифов: повседневно наблюдаемые небесные явления с их регулярной четкой повторяемостью и «одинаковостью» в разных широтах и в разные исторические эпохи самое наглядное и универсальное свидетельство постоянства и закономер­ного характера природных процессов. С другой сторо­ны, объяснение может быть обращено к субъективной стороне дела, к каким-то общим свойствам отражения упомянутых природных процессов в сознании и культу­ре человечества на протяжении его истории или опреде­ленного этапа истории». Последний случай рассмотрен современной наукой, и сделан фундаментальный вывод о том, что мышление представителей «архаических» обществ принципиально не отличается от мышления современных людей, различие заключается лишь в на­правленности, в мотивировке мышления. Именно это обстоятельство следует принимать во внимание при рассмотрении астральных мифов и связанных с ними пещерных рисунков.

Существенным в этой связи является то, что совре­менные исследования первобытных изображений и свя­занных с ними устно-поэтических сюжетов показывают идентичность полученных результатов и данных экспе­риментальной психологии и психофизиологии в облас­ти изучения фундаментальных свойств человеческой психики, которые обнаруживаются в различных формах поведения, в творческой деятельности. Фундаменталь­ные свойства физиологии и психики современного че­ловека в принципе те же, что и во все предшествующие периоды истории человека современного типа (хомо сапиенс), начиная с верхнего палеолита. Немаловажно то обстоятельство, что установленное экспериментальной психологией постоянство объема оперативной памяти и внимания (он равен «магическому» числу 7 плюс-минус 2) служит основой количественного обозначения исход­ных пространственных и временных структурных делений в астральных мифах и рисунках с эпохи палеолита. Кроме того, целая серия прямоугольных фигур в искус­стве палеолита имеет пропорции 1 : 0,62 - т. е. соотно­шение то же, что и экспериментально установленное основным психофизическим законом (законом Вебера и Фехнера) пороговое отношение в процессе восприятия (в качестве примера можно привести знаменитую пеще­ру Ляско).

«Все это значительно, - пишет Б.А. Фролов в своей работе «Астральные мифы и рисунки», - проясняет ис­токи астральных мифов и рисунков и древнейших науч­ных представлений. Орнаменты и фрески палеолита в их «космобиологических» мотивах явно обнаруживают календарный подтекст, рассмотренный нами примени­тельно к фигурам быков, лошадей, оленей. Кстати, та­кого рода анализ проясняет астральное значение ука­занных животных в послепалеолитнческих астральных мифах и рисунках Евразии: «лунного быка», «солнеч­ной лошади» (на севере, от Скандинавии до Чукотки, «солнечного оленя»). Здесь теперь уже нет необходимо­сти прибегать к психоаналитическим схемам, к концеп­ции «пралогического мышления», но понятна и логика обращения к ним прежде... Так, в рассмотренных при­мерах сюжетов астральных мифов и рисунков палеоли­та выявленные нами и теперь трактуемые как первона­чальные астрономические, биологические, математиче­ские знания, соответствие которых реальным явлениям объективного мира не вызывает сомнений, - эти древ­нейшие представления о мире взаимосвязаны отнюдь не хаотически, не мистически, не по какому-то субъектив­ному произволу, но прежде всего логикой их реальной практической ориентации на удовлетворение специфи­ческих общественных потребностей охотничьих коллек­тивов палеолита - потребностей, тесно связанных с цикличностью природных процессов, соотносимых с ре­альным астрономическим временем».

Вполне понятно, что первоначальный природоведче­ский каркас астральных мифов и рисунков как бы заво­рачивался в кокон причудливых художественных обра­зов и магико-религиозных представлений. Современнаянаука сумела за коконом такого рода ассоциаций вы­явить построения достаточно четких в математическом и астрономическом отношении, сложных в техническом и художественном отношении промысловых и родовых календарей палеолита. «Орнаментально-геометрическая компоновка последних в итоге, замечает Б.А. Фро­лов. выражает те же идеи, что и центральные компо­зиции пещерных монументальных ансамблей, в кото­рых, в свою очередь, фигуры быков и лошадей и ряды счетно-календарных знаков даны то порознь, то нале­гающими друг на друга. Это также говорит об извест­ной самостоятельности зачаточно-научных представле­ний палеолита и о их взаимосвязях с художественно-эстетическими сторонами астральных мифов и рисун­ков».

Существенным является то, что в конце палеолита представления о природе не огра­ничивались обширным кругом точных эмпирических знании; было достигнуто, очевидно, нечто большее: сформировалась идея Вселенной как единого целого (А.П. Окладников), семиричная «модель мира» с 3 вер­тикальными и 4 горизонтальными делениями, выделя­лись 4 стихни, сходные с «первоэлементами» древнегре­ческих космологических концепций (вода, земля, воз­дух, огонь) (Б.А. Фролов), подлинная сложная предыс­тория науки, множеством корней питавшая ее дальней­ший рост, ее историю.