Информация, оборудование, промышленность

Эволюция социальной памяти

Эволюция социальной памяти

Усложнение структуры практики, дифференциация общества обусловили эволюцию социальной памяти. Общественная практика была бы невозможна без суще­ствования постоянно расширяющегося континуума возможностей общения и накопления информации общественной системой. В дописьменных обществах со­циальная память функционировала на уровне непосредственного контакта индивидов между собой. Перво­бытные общества традиционной культуры описывают­ся моделью моносемантической культурной группы, в которой для каждого информатора и каждого адресата интеллектуальное содержание и мотивации всех сооб­щений идентичны. С разделением общества на классы и слон возникаю! полисемантические культурные груп­пы, которые состоят как минимум из двух подгрупп с разным социальным статусом, имеющих, по крайней мере, одну общую семиотическую систему и вне ее от­дельные, специфические системы, в частности письмен­ность. Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, част­ной собственности и государства» поддерживает мысль Моргана о том, что высшая ступень варварства «пере­ходит в цивилизацию в результате изобретения буквен­ного письма и применения его для записывания словес­ного творчества».

В современной науке общепринят тезис о преемст­венности истории человеческого общества. Обществен­ная жизнь воспроизводится в смене поколений посред­ством социальной памяти как совокупности специали­зированных инструментов межчеловеческого общения, являясь существенным аспектом функционирования и развития общества. Объясняется это и тем, что соци­альная память представляет собой не только фиксацию прошлых состояний общественной системы и аккуму­ляцию социального опыта, но и основу прогнозирова­ния будущего. В первобытном обществе мифология как вид социальной памяти выступает в качестве классифи­кации природных и социальных явлений и способствует дальнейшему развитию общества. Нельзя не согла­ситься с Е.Мелетинским, указавшим на «изощренность, операциональную гибкость мифологического мышле­ния, оказавшегося способным к анализу и классифика­циям, которые (как убедительно доказывает Левп-Стросс) сделали возможной неолитическую техниче­скую революцию».

Происходи! кризис архаического сознания, связан­ный с неолитической революцией. О кризисе архаично­го сознания свидетельствует и усиление тенденции кигнорированию концепции гетерогенного пространства и времени, и тяготение к геометризации пространства, на что указывают, например, практика ритуальных измерений (древние традиции Двуречья, Индии, Китая, Мезоамерики) и широкое распространение геометриче­ских символов (круг, квадрат, мандала, крест, свастика, меандр, волюта). В ранних цивилизациях возникают и зачатки первых научных классификаций, вписанных в контекст религиозных концепций и верований, корнями уходящих в древнюю мифологию первобытного обще­ства (В.Н. Топоров).

Действительно, в первобытной цивилизации функ­ционирует триада - родовой строй, миф и изобрази­тельная система. С разложением первобытного и появ­лением классового общества на смену этой триаде при­ходит новая: государство, религия и письменность. Происходит смена мифа религией, включающей в себя моральный момент. Однако во всех религиозных систе­мах, рожденных мифологией каменного века, сохраня­ются идеи древнейшего мифа. Так, идея бессмертной души восходит к древнейшему в истории человечества сюжету о жизни и смерти, запечатленному в росписи палеолитической пещеры Ляско, не говоря уже о том хорошо исследованном факте, что человеческое право­судие, которое зиждется на идее «закона», имеет своим небесным и трансцендентным прототипом космический порядок (М.Элладе). Древний миф является своего рода геном, который выполняет первоначальные функции всех видов духовной культуры фольклора, религии, зачатков научных знаний и т.д., т.е. в основании всех видов человеческой деятельности лежат те или иные мифические прототипы.