Информация, оборудование, промышленность

Мифология и время

Мифология и время

Словацкий философ Э.Драгунь считает, что в мифо­логии были выработаны циклическая и статическая модели времени. Основой циклической модели мифоло­гического времени является относительное постоянство производственной деятельности - основного компонен­та общественной практики. Ритм общественной прак­тики в принципе не нарушался инновациями, поскольку прогресс в преобразовании мира был чрезвычайно мед­ленным и очеловечивание мира не вызывало заметных, резких изменений ритма природы. В основе, же статиче­ской модели мифологического времени лежит целост­ность, неизменная определенность прошлого, настоя­щего и будущего, обусловленная медленным развитием истории на общинно-родовой ступени общества. Об­щим для обеих Аюделей «является как раз стремление устранить время» (Э.Драгунь).

М.Ахундов указывает на существование трех моде­лей архаического времени:

1) архаическая колебатель­ная модель;

2) циклическая модель, функционирующая в культурах с неизменным прошлым;

3) модель спи­рального времени.

Он отмечает, что хотя для мифа ха­рактерна ориентированность на прошлое, которое было временем творения мифических предков, культурных героев, он выступает гибким средством фиксации и санкционирования накопившихся изменений: «Миф хотя и канонизировал мифическое прошлое, но в силу цикличности времени выступал интертемпоральной структурой и с необходимостью организовывал про­шлое, настоящее и будущее. Это, в свою очередь, давало возможность пересматривать каноны прошлого в соот­ветствии с изменениями социокультурной метрики на­стоящего». Та или иная модель мифологического вре­мени имела вполне определенную практическую (наряду с мировоззренческой, познавательной, эстети­ческой) функцию она представляла собой определен­ную инструкцию для деятельности индивида в рамках коллектива, интегрировала человека (коллектив) с при­родой.

Действительно, поскольку миф как форма культур­ной (социальной) памяти общества фиксировал подчи­ненность течения событий определенным регулярно-стям, постольку представления о времени в первобыт­ном мифологическом сознании имели позитивный пси­хологический момент, заключающийся в стимуляции активности субъекта деятельности, направленной на выживание коллектива. Не случайно в первобытном обществе с его ритуальными обрядами и табу домини­рует миф как форма суггестивного знания, вклю­чающего элемент веры и эмпирическое знание.

В отличие от человека животное обладает инстинк­том, который информирует его о том, как ему вести себя в каждый момент жизни. Мир наблюдений и мир действий у него сопряжены. У человека же эти два мира подверглись значительному удалению друг от друга, с тех пор человек находится в ситуации неопределенности поведения. Таким образом, возникает потребность вснятии этой неопределенности, в принятии безошибоч­ного решения и определении его надежности (Р.Форбс). Именно эта потребность заключена в генезисе не только культуры и техники, но и предсказателыюй деятельно­сти человека. Неопределенность поведения человека связана с формированием его как социального сущест­ва, детерминированного не биологическими законо­мерностями, а трудом, коллективным производством материальных благ и средств к существованию.

Жизнь первобытных коллективов постоянно нахо­дилась под угрозой непредвиденных событии (неудачная охота, засухи и холода, эпидемии и т.д.). Для выживания коллектива необходима прогностическая деятельность. Немецкий психолог Ф. Клике писал: «Знание о том, чего следует ожидать, могло бы устра­нить или значительно уменьшить неопределенность решений, которая, как правило, связана с индивидуаль­ным или коллективным страхом». Для снятия страха в первобытном обществе были разработаны различные церемонии и табу. Табу и ритуальные церемонии в пер­вобытном обществе, представляющие собой предметное воплощение мифа, «как бы размывают временные гра­ницы, переносят события прошлого в сегодняшний день» (Б.Н. Путилов), уменьшая Неопределенность и тем самым снимая страх перед неизвестным. Иными словами, миф служил средством предсказания будуще­го, в нем заложен прогноз авгуровского типа - будущее предсказывается на основе прошлого. Важно то, что миф позволяет воспроизводить явления прошлого в настоящем, чтобы снять неопределенность ситуации, предсказывая будущее, имеющее высокую социальную ценность для жизнедеятельного коллектива. Мифологи­ческое мышление служит человеку инструментом по­знания и освоения окружающего мира. Мифология есть форма, а не содержание, подобно скульптуре, живописи охватывает все, что интересовало и удивляло человека.