Информация, оборудование, промышленность

Мифология и первобытный человек

Мифология и первобытный человек

Орудия труда первобытного человека были еще на­столько примитивны, что при их помощи обеспечить минимум необходимых для поддержания жизни мате­риальных благ можно было только в процессе коллективной деятельности, Человек в принципе не имел воз­можности существовать вне коллектива сколько нибудь значительный отрезок времени, выделять себя из кол­лектива реально, а потому не располагал такой воз­можностью и в сознании. Члены первобытного коллек­тива, конечно же, обладали индивидуальными особен­ностями, но как в реальной жизни, так и в сознании решающую роль играли не эти особенности, а принад­лежность человека роду. Данный уровень общественной практики детерминировал не только ступень, но и фор­му познания действительности (мифологию), форму дифференциации объективной реальности. Важным компонентом постижения этой дифференциации дейст­вительности в мифологической картине мира являются представления о пространстве и времени. Отражая ат­рибуты материи, они образуют своего рода координат­ную сетку, благодаря чему человек в рамках определен­ной культуры воспринимает и осознает окружающий мир и создает его картину. Эта картина, в свою очередь, в определенной степени детерминирует мир его ценно­стей и поведение.

Первобытный человек, как свидетельствуют этно­графические, фольклорные и исторические источники, отдавал себе отчет в том, что все элементы действитель­ности взаимозависимы, взаимопроникают и взаимодей­ствуют, что они развиваются во времени и пространст­ве, т.е. к ним применимы представления «раньше» и «позже», «здесь» и «там». Эта стихийная эмпирическая логика трактовала время и пространство весьма кон­кретно, в чувственно-образной форме, всегда в связи с событием, имеющим место в том или ином точно лока­лизованном интервале пространства-времени. Время, подобно всему остальному миру, реально и веществен­но. Поэтому его можно упорядочивать и делить так, как это сделали боги или культурные герои при создании мира: создав небо и землю, поделили время и устано­вили способ его исчисления. Время можно предсказы­вать и изменять его содержание. Время - это конкретная предметная стихия, пряжа на станке богов, которые в лю­бой момент могут прервать нить человеческой жизни. В мифологической картине мира время и простран­ство негомогенны, анизотропны и относительны. Ми­фологическая логика оперирует бинарными оппози­циями: чет нечет, верх - низ и т.д. Так как в основе бинарных отношений лежат чувственные восприятия, то логика чувственных качеств не различает субъектив­ность и свойства Космоса. Поэтому пространство и время переживаются человеческим коллективом и инди­видом, отдельные интервалы пространства и времени получают позитивную, негативную или нейтральную эмоциональную окраску. Некоторые фрагменты про­странства являются сакральными (храмы, гробы, курга­ны, места собраний и т.д.), а обыденное время прерыва­ется интервалами сакрального времени. Любая деятель­ность человека должна совершаться в наиболее благо­приятных пространственно-временных интервалах. Эти свойства в своем единстве создают специфическое си­туационное пространство и время; причем в мифах формировались основы понимания прерывности и не­прерывности пространства, которое считалось конеч­ным. Представления о времени в мифологической кар­тине мира также были тесно связаны с практической деятельностью коллектива. Именно этим объясняется наличие различных моделей мифологического времени.