Свои объективные законы строения и развития имеет и техника, что весьма существенно в наше время, когда много внимания уделяется фундаментализации инженерного образования. При этом имеется в виду в основном углубление и расширение подготовки по математике, физике, химии и другим естественным наукам. В связи с неизбежным развитием и усложнением мира техники, ускоряющимся научно-техническим прогрессом все большую актуальность приобретают также фундаментальные знания о самой технике в целом, единые представления о строении и развитии самых различных машин, приборов и аппаратов. То есть, наряду с естественнонаучной, требуется также расширение общетехнической фундаментальной подготовки инженеров.
«Исследование и формулировка объективных законов строения и развития техники по аналогии с законами природы, пишет академик И.Ф. Образцов, одно из главных и мало разработанных направлений общетехнической фундамент реализации инженерного образования. Законы техники должны отвечать на два вопроса. Какие основные свойства строения и функционирования имеет любая машина, прибор, аппарат, сооружение? Как со временем, от поколения к поколению, изменяются основные показатели и структурные свойства отдельных технических объектов и техники в целом?» Объективные законы техники уже многие сотни лет на интуитивном уровне (бессознательно) используют конструкторы, создающие лучшие образцы техники. В прошлые века и особенно в последние десятилетия философы, конструкторы, архитекторы, методологи инженерного творчества, системщики, историки техники высказали много обобщений в виде закономерностей и принципов строения технических объектов, закономерностей и тенденций их развития, а также различные соображения о законах техники.
Отечественный ученый проф. А.И. Половинкин в своей книге «Законы строения и развития техники» предпринял попытку системного изложения и обобщения в виде законов техники, накопленных и разрозненных в различных науках многочисленных сведений и фактов. При этом законы техники изучаются и формулируются по аналогии с законами природы и с учетом существующих в естествознании требовании. В результате им разработана система понятии для изложения законов техники, сформулированы и обоснованы следующие гипотезы о законах строения и развития техники:
1) закон симметрии технических объектов,
2) закон корреляции параметров технических объектов,
3) закон гомологических рядов технических объектов,
4) закон соответствия между функцией и структурой,
5) закон расширения множества потребностей-функций,
6) закон стадийного развития техники,
7) закон прогрессивной конструктивной эволюции технических объектов,
8) закон возрастания разнообразия технических объектов,
9) закон возрастания сложности технических объектов.
Кроме того, А.И. Половинкин сформулировал некоторые интересные задачи исследований по дальнейшей разработке проблемы законов техники, а также указал направления их практического использования в инженерной и хозяйственной деятельности.
Развитие науки и техники всегда происходит благодаря присущим им противоречиям, которые пронизывают всю объективную реальность (об этом идет речь всинтетической эзотерической философии древних, в мировых религиях, в гегелевской и марксистской диалектике, хотя целый ряд философских учений отрицают противоречивость бытия). Наука не содержит абсолютных истин в последней инстанции и научные теории никогда не появляются из головы ученого, подобно Афине Палладе, в совершенно готовом и законченном виде. Разрабатывая ту или иную проблему, ученый обычно не достигает абсолютной истины, его выводы неизбежно представляют собой истину относительную, неполную, лишь приблизительно верно отражающую объективную реальность.
Развитие техники и возникновение новых средств и методов исследования приводят к открытию ранее неизвестных в науке явлений, фактов, не укладывающихся в рамки старых представлений. Возникает противоречие между фактическим материалом и выработанными ранее теориями, характерное для всей науки во все времена. Тогда неизбежно в порядок дня встает вопрос о замене старой относительной истины другой, точнее отражающей объективные процессы. В большинстве случаев замена представляет собой дальнейшее развитие и обогащение старой истины. Иногда новые факты приводят к полному отказу от старых теорий, гипотез и к построению новых. Противоречивым является и развитие техники и технологии, так как оно зачастую порождает более сложные проблемы, чем те, которые они могут решить. Общеизвестен эффект проникновения компьютерного вируса, способного поражать огромные компьютерные системы. В современных условиях техника и технология может стать угрозой не только свободе индивидов, но и угрозой самому существованию человечества.