Информация, оборудование, промышленность

Наука античная и средневековая

Наука античная и средневековая

Своеобразие античной науки заключалось в ее философском характере, что позволяло ей схватить исследуемый и осмысляемый мир в целостности. В ней только намечалась специализация и не наблюдалось организованных форм дисциплинарность. Неправомерно также отождествлять античное понятие техники с современным, ибо тогда понятие «тэхнэ» охватывает и технику, и техническое знание, и искусство и не включает в себя теорию. Более того, в античной культуре наука и техника были разведены как принципиально различные виды деятельности. Немецкий исследователь А. фон Мельсен пишет: «В античном мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого основывается наука, и тэхнэ, практического знания, которое необходимо для дела и связано с ним, - писал один известный исследователь. Тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла».

В средневековье с его ориентацией ремесленников на традиционное знание и схоластическим подходом к миру наметились тенденции, которые в конечном счете привели к эпохе Возрождения и Новому времени с их новыми идеалами организации науки и техники. Итальянский исследователь П. Росси в своей интересной книге «Философы и машины» показал, что именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Это способствовало изменению и самою социального статуса ремесленников, так как они в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения сформировался идеал энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего в самых различных областях науки и техники.

Потребности становящегося индустриального общества привели к тому, что в науке Нового времени стала доминировать другая тенденция стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета, которые подлежали систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. «Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе. Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX - XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX - XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники» (В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов). И, наконец, в конце XX столетия начинается процесс гуманитаризации и гуманизации науки и техники, обусловленный сменой цившшзационной парадигмы Запада. В исторической ретроспективе можно зафиксировать четыре стадии развития техники, что имеет корреляции с фундаментальными переменами в развитии человечества и этапами развития естествознания.