Информация, оборудование, промышленность

Развитие физики, химии и биологии

Развитие физики, химии и биологии

Вторая стадия начинается с XV - XVI веков, она квалифицируется как аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астроно-мией). Третья стадия уже ближе к нашему времени, для нее характерно постепенное воссоздание целостной картины природы на основе ранее накопленного в результате анализа материала. И поэтому не случайно ее называют синтетической стадией изучения природы. Наконец, в конце XX столетия формирующееся постнеклассическое естествознание с необходимостью требует не только обоснования принципиальной целостности (интегральности) всего естествознания, но и ответа на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о природе, т. е. начинает осуществляться необходимая заключительная инте­грально-дифференциальная стадия. «Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе, делают вывод В.И. Кузнецов и Г.М. Идлис, рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания. Однако все эти четыре стадии исследования Природы, по существу, представляют собой звенья одной цепи». Понятно, что две последние стадии развития системы наук о природе весьма кратки относительно истории человеческого общества и поэтому сейчас и поэтому в действительности можно говорить больше о характерных для них тенденциях и потенциальных возможностях. Ведущая роль в дальнейшем познании природы принадлежит, как уже отмечалось выше, синтезу знаний, интеграции наук, в центре которых будет находиться человек. Прогноз этот обосновывается всей историей и логикой развития естествознания.

Интересно, что техника, которая гораздо старше науки, ибо она возникла вместе с возникновением Homo habilis (примерно 2 миллиона лет назад) и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Следует отметить, что ранее в технике применялись научные знания, только спорадически и стихийно. Это объясня­ется двумя общеизвестными обстоятельствами: сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации и она не была ориентирована на сознательное применение генерируемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание на протяжении длительного периода истории: человечества как бы противопоставлялось научному знанию, особого научно-технического знания вообще не существовало. «Научное» и «техническое» относились в действительности к различным областям социокультурной деятель­ности. В более ранний период развития человеческого общества и научное, и техническое знание были органично вплетены в мифопоэтическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были неотделимы от магии и мифологического миропонимания. Один из первых философов техники А.Эспинас в своей книге «Возникновение технологии» (конец XIX века) писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается прежде всего как необходимая принадлежность культа... Египтяне, например, не намного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для разжигания священного огня операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами... Итак, вся техника этой эпохи имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной». Для науки древнего мира характерно отсутствие специализации и дисциплинарности, она неотделима от практики и техники. И только в ходе античная революция в науке произошло выделение теоретической формы познания и освоения мира как авто­номной сферы человеческой деятельности.