Информация, оборудование, промышленность

Подогрев нефтепродуктов острым паром в железнодорожных цистернах

Подогрев нефтепродуктов острым паром в железнодорожных цистернах

Подогрев острым паром — самый примитивный и наиболее рас­пространенный; применяется только потому, что железнодорожный транспорт не имеет еще достаточного количества цистерн, спе­циально приспособленных к перевозке вязких продуктов.

Подогрев производится при помощи перфорированных перенос­ных труб в виде одного прямого и двух изогнутых отрезков, вводи­мых внутрь цистерн с продуктом.

Отрезки при помощи винтовой нарезки присоединяются к трой­нику, который в свою очередь гибким шлангом присоединяется к штуцеру паровой линии, проходящей по всему приемно-сливному фронту. Диаметр труб принимают в 25 и 38 мм, отверстия в трубах делают диаметром 15—16 мм в шахматном порядке, на расстоянии 0,3 м одно от другого.

Пар подается сухой, давлением не ниже 4—6 ат с температурой до 150°. Проходя через жидкость, пар отдает тепло, зе счет чего и происходит разогрев продукта.

Пожарная опасность процесса разогрева острым паром заклю­чается в следующем:

— если при подаче пара высокого давления не регулировать его поступления, продукт будет бурлить и вместе с паром начнет вы­брасываться через открытую горловину;

—  при отсутствии контроля за температурой разогрева и не­правильном расчете подогревающих устройств продукт может на­греваться до температуры, равной или выше его температуры вспышки (в этом случае появление источника воспламенения может вызвать вспышку и даже взрыв смеси паров с воздухом и горение всего продукта);

— отрицательным моментом является также и оводнение про­дукта, которое неизбежно при подогреве острым паром.

Оводнение не представляет опасности при разогреве, но создает большую опасность при хранении продукта в надземных хранили­щах. Оводнение после подогрева острым паром доходит до 10—12% к весу продукта.

Чтобы исключить опасность разогрева, необходимо пуск пара осуществлять постепенно, наблюдая за тем, чтобы продукт не бур­лил и пар не выбрасывался через горловину.

Чтобы исключить перегрев продукта, требуется тщательно наблюдать за температурой разогрева. После разжижения продукта подогрев ослабляется во избежание выброса продукта. В начале слива перед разогревом сливной кран должен быть открыт, чтобы при расширении продукта последний не переливался через горло­вину.

Конечная максимально допускаемая безопасная температура разогрева продукта может быть определена расчетным путем по формуле  

Q + tx-C= tK

где tK — конечная температура продукта при разогреве;

tx — начальная температура до разогрева (в зимнее время для парафинистых продуктов ее можно принимать рав­ной 0° С, для непарафинистых 10° С); Q — количество тепла в калориях, затраченное на разогрев 1 кг нефтепродукта; С — теплоемкость нефтепродукта, которую для приблизитель­ных подсчетов можно принять равной 0,5 кал/кг; а —процентное содержание парафина, которое Г. М. Григо­рян1 рекомендует принимать: для мазутов сорта 7,5 — в 2%; сорта 10 и 20 —в 3%; сорта 40 и 60 —в 4%; сорта 80 и для тяжелых моторных топлив марки М — в 6%; по остальным нефтепродуктам содержание пара­фина столь незначительно, что принимать его во внима­ние не имеет смысла; 8 — количество тепла в калориях, необходимое для плавления парафина, равное 50 кал/кг.