Противопожарные требования к передвижным насосным установкам
Слив продукта из прибывших железнодорожных цистерн производится, как правило, при помощи бензоперекачечных передвижных станций с насосом, монтируемым на автомашине, сокращенно назы? ваемых БПС рис.
Применяются также бензомотопомпы; но в отдельных случаях склады могут иметь и стационарные насосные станции.
БПС предназначена для перекачки легковоспламеняющихся жидкостей из резерзуаров и железнодорожных цистерн в автоцистерны, контейнеры, бочки и другую тару; может быть использована для перекачки из железнодорожных цистерн в резервуары, из резервуаров в другие резервуары. Часто применяется БНС с насосом ПД-10.
Опасность работы БПС-ПД-10 заключается в возможности:
— Накопления статических зарядов и проскока искры при разряде.
Накопление статического электричества и разряд могут произойти при нарушении замкнутого кольца заземления (БПС — наливаемая цистерна) в случае неплотных контактов, обрыва заземляющих проводов, недостаточного погружения штыря в землю.
— Протечек горючего через неплотности в соединениях всасывающих и нагнетательных шлангов с патрубками насоса, через сальники в насосе вследствие недостаточной смазки сальников, их слабой подтяжки или износа.
— Перегрева мотора при неправильном режиме и попадании капель бензина на пего при неправильном расположении БПС относительно направления ветра.
— Появления искры при ударе металлических частей друг о друга при неосторожном опускании и извлечении всасывающих шлангов с металлическими фильтрами.
— Всасывания вентилятором паров бензина и подачи их на мотор.
Большую опасность представляет также испарение продукта из открытой горловины железнодорожной цистерны, в особенности в летнее жаркое время.
Рис. Общий вид БПС спереди
Для устранения опасности необходимо:
— Заземлить БПС. Заземление осуществляется при помощи проводника сечением 2,5 мм2, приваренного к левому лонжерону шасси. Второй конец соединяется с землей при помощи штыря длиной 80 см. Втыкание штыря в землю должно производиться на глубину не менее 25—40 см, в зависимости от степени влажности грунта.
— Перед запуском БПС тщательно проверить непрерывность цепи заземления; если земля сухая, землю вокруг штыря полить водой.
— Во время работы следить, чтобы контакты в цепи заземления нигде не были нарушены.
— Проверить плотность соединения шлангов с патрубками насоса.
— Проверить сальник насоса, чтобы исключалась протечка перекачиваемой жидкости. Если во время работы нельзя устранить течь через сальник набивкой солидола или смазкой бензостойкой пастой и подтяжкой сальника, работа должна быть прекращена до полной замены сальника.
— При перегреве мотора снизить обороты и выявить причину нагревания. При перегреве редуктора выключить насос и дать остыть редуктору.
— Не допускать ударов металла о металл и следить за осторожным опусканием конца шланга с фильтром в сливную емкость.
— Необходимо требовать изготовления фильтров из алюминия и других не дающих искру металлов.
— Во всех случаях при перекачках горючего располагать БПС так, чтобы направление ветра проходило поперек БПС или от заднего моста к насосу, но не наоборот.
— Для уменьшения опасности испарения через горловину в жаркие летние дни перекачку производить ранним утром, до восхода солнца, в особенности при перекачках бензинов, и во всех случаях применять для горловин смоченные брезентовые колпаки, а крышки горловин прикрывать.
Соблюдать все меры предосторожности при остановке БПС и сливе в посуду остатков бензина из корпуса насоса, всасывающих и напорных шлангов.
Д.пя тушения пожара у БПС должно быть подготовлено асбестовое или войлочное одеяло и огнетушители № 3. Кроме того, при перекачках больших партий на месте слива должен быть установлен автонасос, развернуты и подготовлены пеногенераторы и пенные стволы.
В зимнее 'время автонасос должен периодически прогреваться, чтобы в случае пожара обеспечить немедленную подачу пены для тушения.
Количество БПС устанавливается в зависимости от количества сортов горючего, прибывающего в железнодорожных цистернах.
БПС для перекачки устанавливают в расстоянии не ближе 15 ж от головки рельса. Подчеркиваем еще раз необходимость обращать особое внимание на плотность присоединения всасывающих и выкидных рукавов к трубопроводам и тщательное заземление БПС или Мотопомпы и обязательное электрическое соединение их с металлическим сливным трубопроводом. При наличии резервных БПС они должны быть оборудованы переходными штуцерами, чтобы иметь возможность использовать передвижные установки в качестве авто- пасосов для гтодачп воды в случае пожара.