Арктика отдаёт долги
После долгого периода, в течение которого общество прилагало большие усилия и затрачивало значительные средства на организацию всестороннего изучения Арктики, ее суши и вод, наступило время, когда этот труд стал все больше и больше компенсироваться материальными выгодами, давать положительный экономический эффект. Вначале, после первого этапа строительства Северного Морского пути, эта отдача выражалась л том, что стали возможны планомерные, все более возрастающие по грузообороту арктические навигации.
Если вывоз леса из бассейна Енисея через порт Игарка развивался параллельно совершенствованию Северного Морского пути, то организация промышленной разработки горнорудных запасов в юго-западной части Таймырского полуострова и па Чукотке, сопровождавшаяся строительством Норильского комбината и возникновением мощных портов Дудинка и Певек, стала возможной благодаря наличию Северного Морского пути. В последние десятилетия отдача Арктикой ее долгов народному хозяйству ускоряется бурными темпами.
В общегосударственных планах все большее место занимает добыча газа и нефти на севере Тюменской области, алмазов в северной Якутии, вывоз леса из районов Сибири.
Но теперь речь идет не только об ускорении разработок известных уже месторождений. В результате многолетних изысканий полярные геологи установили, что в шельфовых (мелководных) зонах Баренцева, Карского, Восточносибирского и Чукотского морей, в толще осадочных пород, составляющих их дно, имеются различные полезные ископаемые, в первую очередь нефть и газ.
Хотя континентальные месторождения велики и разнообразны, запасы их нельзя считать неисчерпаемыми. Поэтому на очереди расширение поисково-разведочных работ и в арктических морях. При современных технических возможностях разработка подводных залежей может обойтись даже дешевле, чем залежей па суше. Конечно, это специфические промыслы, для успешной работы которых большое значение приобретают знания и учет (а следовательно, и прогноз) ледовых условий в арктических морях.
В 1972 г. была создана научнопроизводствен пая фирма «Севморгео». В задачи Объединения входят изучение и разведка подводных месторождений, оценка их распределения и нанесение на карту. Для решения этих задач создается специальный исследовательский флот.
Расширение народнохозяйственных мероприятии в Арктике сопровождается возрастанием грузооборота на Северном Морском пути, что ставит все более ответственные задачи перед полярными моряками и учеными. Для их решения, кроме строительства мощных ледоколов и судов, приспособленных для плавания во льдах, применяются меры по расширению периода арктической навигации. Известно, что в 1970 и 1971 гг. ледокольная проводка судов в арктический порт Дудинка (вблизи Норильска) была продолжена до конца декабря — начала января, т. е. навигация осуществлялась и в период поляр нон ночи, при зимних уже низких температурах воздуха и интенсивном ледообразовании. Этот эксперимент дал положительные и перспективные результаты.
В числе активных участников этого эксперимента, награжденных правительственными наградами, была и группа научных работников Арктического и антарктического института.