Разломы ледяных полей - явление закономерное
Дрейф ледяных полей в Северном Ледовитом океане это одновременно и их разрушение, так как тысячи огромных льдин площадью иногда в несколько квадратных километров в непрерывном движении наталкиваются друг на друга. Ледяное иоле средней величины (площадью около 1 км2) имеет при Средней толщине вес в 2—3 млн. т.
Эти поля перемещаются под воздействием течений и ветров. И если океанические течения отличаются незначительным изменением своих направлений и скорости,то направление и скорость ветра резко изменяются. Так же изменчивы направление и скорость дрейфа льдов.
Отсюда и причудливые зигзаги в траекториях дрейфа и возникновение в ледяном покрове колоссальных сил сжатия или разрыва, сопровождающихся или торошением ледяных нолей, или их расколом — образованием среди них пространств чистой воды. Гряды торосов на ледяных полях — это своего рода шрамы, свидетельствующие о разломах ледяного поля на его пути через океан. Но среди ледяных полей океана много и так называемых «сморозен», которые состоят пз обломков, смерзшихся при низких температурах и сжатиях. Поля «сморози» часто достигают больших размеров несколько километров в поперечнике.
Так природа восстанавливает в ледяном покрове то, что ею же непрерывно ломается
В океаническом дрейфе разламываются не только крупные поля многолетнего льда — пака, имеющего возраст более 2—3 лет, но даже и такие гиганты, как ледяные острова.
Неожиданное событие случилось в ночь па 5 января 1970 г. На подходе к острову Жаннетта в быстром дрейфе, наткнувшись на подводную возвышенность, раскололась на Мелкие куски (в поперечнике от 30—40 до 150 250 м) часть ледяного острова СГЫУ. Его средняя толщина была близка к 30 м. Разлом охватил ту ЗОНУ острова, на которой расположился городок станции. Домики, павильоны, приборные установки и склады, так же как и сотрудники, оказались .на обломках, разнесенных па сотни метров1.
Когда с появлением солнца в начале марта мы прилетели па станцию, то увидели хаотическую картину этого разрушения, напоминавшую зрелище, неоднократно встречавшееся в Антарктике, в тех местах, где так называемые выводные ледники, спускаясь с материка к океану, разламываются и образуют айсберги.
Много мужества и самоотверженности проявил молодежный коллектив СП19. Был приложен неизмеримый труд, для того чтобы
к середине апреля полностью восстановить станцию, снова поднять ее флаг и начать научные наблюдения. Станция была воссоздана на новом месте, на невзломанном участке острова. Его площадь в результате разлома уменьшилась на 18 км2, т. е. до 63—64 км2.
Большую помощь полярникам в этом случае оказала полярная авиация, особенно вертолет МИ4, совершивший десятки посадок на обломки острова и собравший с них десятки тонн имущества станции.
Из всех станций СП только одна—СП17 — не подвергалась разломам, охватывающим лагери и ледяные аэродромы.
Так, льдина станции СП5 разламывалась, но данным ее вахтенного журнала, около 25 раз.
Площадь огромного ледяного ноля — «сморози», посредине которой устроилась в 1954 г. станния СП4, за два года дрейфа уменьшилась в 16 раз (с 80 до 5 км2).
К марту 1961 г. поле станции СП9, унесенное далеко па север (86°36' с. HI., 176°80' в. д.), попало в длительное сжатие. Его раздробило так, что появилась угроза не только для объектов станпни, но и ее сотрудников, Поэтому автору (тогда руководителю экспедиции «Се вер13») пришлось принять решение об эвакуации ее персонала. Эту операцию удалось успешно осуществить, по только с помощью небольшого самолета АН2: полос для приема более крупных самолетов (ЛИ2 или ИЛ14) вблизи станции уже не было.
Несколько раз изза разломов меняла ледяные ноля станция СП16 (1968—1971 гг.). Каждая смена места лагеря с перетаскиванием 150—200 т грузов была, конечно, очень трудоемкой операцией для небольшого коллектива станции.
За 1937—1972 гг. разломы н торошения льдов охватывали станции СП несколько сотен раз.
Факты указывают па то, что разломы ледяных полей вероятны в холодный и в теплый сезоны года, при штилевых и при штормовых погодах. Следовательно, разломы ледяных полей, на которых устраиваются лагери СП, — явление не случайное, а закономерное, присущее Аркти песком у бассейну. Поэтому люди, работающие па льдах, обязаны быть подготовленными к нему.
В настоящее время эта готовность обеспечивается несколькими путями: Автономностью действия и портативностью научных приборов. Приборы должны бытьтаки ми, чтобы при необходимости па новом месте их можно было силами наблюдателя быстро привести в действие; размещением жилых, наблюдательных и складских объектов станции и транспортных средств на льду таким образом, чтобы разлом льда в лагере не мог привести к невосполнимым потерям; рассредоточением аварийных запасов продовольствия, палаток, топлива, одежды и средств связи и энергетики; четким выполнением «расписания действий участников дрейфа при ледовой тревоге», предусматривающего их обязанности по спасению имущества и выполнению научных наблюдений, а также взаимную подмену на научной и авральной вахтах.
Нужно сказать, что до последнего времени случаи перерыва в основных научных наблюдениях изза ледовых угроз в практике станций СП были редкими, а в метеорологических и астрономических наблюдениях их не было.