Траектории дрейфа льда
За 35 лет работы станции СП траектории их перемещений покрыли карту Центральной Арктики густой сетью причудливых переплетающихся линий. Анализ этих линий позволил выявить важные закономерности направления и скорости дрейфа льдов в океане.
Так, было установлено, что в Арктическом бассейне существует две основных крупных системы дрейфа льдов: выносной трансокеанский поток льдов, охватывающий главным образом часть океана между полюсом и Евразией, и круговая., антициклоническая циркуляция льдов, охватывающая пространство в районе океана, прилежащего к Гренландии, Канадскому Арктическому архипелагу и Аляске.
Кроме траекторий станций СГ17, СП9 и СП14, а также «Мод», все другие траектории, представленные па этой схеме (СП1, СП4, СП5, СП6, СП10, СП13, СП 15, СП17, СП18, «Фрам» и «Г. Седов»), направлены к Гренландскому морю.
Станция СП7 в 1959—1961 гг. была вынесена в море Баффнпа (через пролив Смита); станция СП9, пересекавшая траектории дрейфа других станции, в марте 1961 г. была эвакуирована изза сильного разлома ее поля. Наконец и 1966 г. СП14 прервала свой путь, наткнувшись па остров Жаннетта. Шхуна норвежской экспедиции «Мод», на которой ее научный руководитель X. Свердруи намеревался совершить дрейф через океан, вопреки его предположениям к августу 1924 г. была вынесена к север пому побережью Новосибирских островов.
Среднемесячная скорость дрейфа льдов по генеральным (сглаженным) направлениям, в выносном потоке, и пределах круга, образуемого параллелью 80°, составила для станций СП около 'НО км.
Центр круговой циркуляции за 1946—1970 гг. находился в точке со средними координатами 79°20' с. ш., 152° з. д., т. е. примерно в 480 км к югу от так называемого «полюса относительной недоступности» и на расстоянии около 1200 км от северного географического полюса по меридиану, проходящему через район мыса Борроу на Аляске.
Наибольшие радиусы круговой циркуляции льдов достигали 700—1000 км. Среднемесячная скорость дрейфа по генеральному направлению в круговой системе близка к 65 км.
Среднее положение оси дрейфораздела между выносной и круговой системами проходит близко к меридиану 180°.
Впервые предположение о наличии антнциклональпо го круговорота льдов с центром в секторе океана, прилежащим к Канадскому Арктическому архипелагу и Аляске, высказывалось в научном отчете участников полярной экспедиции Российской Академии Наук на шхуне «Заря» (1900—1903 гг.). Но до 1954 г. у ряда исследователей дрейфа льдов не было уверенного представления о круговой системе. Считалось, что существует лишь выносная система дрейфа, что подкреплялось уже имеющимися данными о выносных дрейфах «Фрама», СП1 и «Г. Седова».
Лишь после дрейфа СП2 и других станций, а также наблюдений над дрейфом ледяных островов Т1, Т2 и Т3 представления об основных направлениях циркуляции льдов в Арктическом бассейне, и в том числе о круговой аптицнклональной системе, получили существенные дополнения и уточнения. Два основных фактора являются причинными для объяснения происхождения основных систем дрейфа льдов в Арктическом бассейне— местные течения и циркуляция атмосферы.
Выносной поток льдов, устремленный вдоль Евразии на запад, в Гренландское море, имеет причинным фактором постоянный приток относительно теплых атлантических вод (ответвления Гольфстрима), проникающих в Северный Ледовитый океан через глубинные слон Гренландского и Баренцева морей.
Этот мощный приток компенсируется стоком холодных поверхностных вод из Северного Ледовитого океана в Атлантику. — через Гренландское море и проливы Канадского Арктического архипелага.
Направление стокового течения корректируется влиянием местной атмосферной циркуляции (преобладающих ветров).
Более высокие скорости выноса льдов наблюдаются в этом потоке в проливе между Шпицбергеном и Гренландией.
В Канадско-Аляскниском секторе океана течение атлантических вод, как и поверхностное (стоковое), ослаблено, н здесь большую роль играет атмосферная циркуляция в зоне довольно устойчивого центра высокого давления — арктического антициклона.
Действие ветров в зоне этого центра в течение большей части года (когда существует арктический антициклон) следует, повидимому, считать основным причинным фактором для поддержания круговой системы дрейфа льдов.
При анализе имеющихся данных о положении арктического антициклона (за те же годы, в которые происходил дрейф станций СП и островов Т1, Т2 и Т3) получено, что среднее положение его центра (за эти же годы) имеет координаты около 78° с. ш. и 158° з. д. Это только па 150 км южнее среднего положения центра круговорота льдов (для масштабов всего явления расстояние небольшое).
Дальнейшее исследование материалов о круговой циркуляции льдов может привести и к другим важным выводам.
Интересен и такой эксперимент: высадить очередную станцию СП вблизи среднего положения центра круговорота, т. е. у точки с координатами 79°20' с. ш., 152° з. д.
В этом районе вероятны наименьшие скорости генеральных перемещений льдов. Поэтому можно предполагать, что станция будет малоподвижной, т. е. ее нахождение в этом районе будет более продолжительным, чем был дрейф станций, высаживаемых в более южных зонах, на периферии круговорота льдов.