На самолётах. На ледоколах
Внедрение метода исследований Центральной Арктики путем их проведения непосредственно с дрейфующих льдов стало возможным благодаря развитию полярной авиации. Самолеты стали основным видом транспорта высокоширотных экспедиций. Из двадцати дрейфовавших станций СП восемнадцать было организовано с доставкой людей и оборудования станций на лед самолетами.
Но были случаи, когда станции доставлялись на лед или эвакуировались с помощью ледоколов.
В 1937 г. персонал станции СП1 был снят со льдины на ледокольные суда «Мурмаи» и «Таймыр», а затем доставлен в Ленинград па ледоколе «Ермак». Впоследствии было еще 2 случая организации станции СП с помощью ледоколов. Так, осенью 1961 г. (17 октября) в 550 км к северу от острова Врангеля атомным ледоколом «Ленин» па ледяное поле были доставлены персонал и все имущество станции СП10. Моряки помогли участникам дрейфа быстро построить лагерь станции. Затем ледокол ушел на запад и до ноября выполнял океанографические работы и расстановку дрейфующих автоматических радиометеорологических станций (ДЛРМС) в высоких широтах моря Лаптевых.
В октябре 1968 г. мощный ледокол «Владивосток» привел дизельэлектроход «Амгуэма» к ледяному острову (обнаруженному ледовой авиаразведкой еще весной), дрейфующему в 550 км к северо-востоку от острова Врангеля. С «Амгуэмы» па остров была высажена и начала свой дрейф станция СП18. В обоих случаях путь к льдинам указывался ледоколам с самолетов.
Нет сомнений в том, что по мере повышения мощности ледоколов и расширения их возможностей к преодолению океанического ледяного покрова практика их использования для устройства станций «Северный Полюс» будет также расширяться.