Путь кратчайший, но великий
На предыдущем этапе освоения Арктики изучение природы арктических морей и Северного Ледовитого океана имело большое значение для решения такой важной задачи, как создание Северного Морского пути. Самым серьезным препятствием для полярного судоходства на трассах Северного Морского пути является мощный ледяной покров, подверженный серьезным межгодовым изменениям — по толщине, сплоченности занимаемой площади.
Летом ледяной покров стаивает у устьев полярных рек или отступает от берегов, и тогда появляются возможности для плавания судов. Помощь транспортным судам оказывают ледоколы. Сроки начала и окончания арктической навигации изза межгодовых различий в режиме льдов, течений, теплового содержания вод резко отличаются. Изменяется положение трасс, и тогда гидрологам— ледовым разведчикам—приходится искать лучшие пути проводки судов.
С этими обстоятельствами можно было мириться в те годы, когда плавания по Северному Морскому пути еще имели в основном экспедиционный характер. Но теперь перевозки грузов стали массовыми, планомерными, а от своевременной их доставки или вывоза зависит нормальная производственная деятельность целых отраслей промышленности и жизнь людей в многочисленных заполярных населенных пунктах.
Здесь на помощь морскому флоту приходят ученые полярники. Исследуя закономерности, связывающие динамику движения льдов, их нарастание и таяние с природными факторами (течениями и тепловым содержанием вод, погодой, солнечной деятельностью, стоком рек и т. п.), научные работники разрабатывают метолы прогнозов состояния ледовых условий плаваний. Прогнозы сообщаются за 6—8 месяцев и используются как основа для планирования движения судов.
В арктической навигации научные работники принимают самое активное участие. Ведя ледовую авиационную разведку И анализируя всю поступающую (от полярных станций, экспедиций и т. п.) информацию о наблюдениях за природными процессами, они обеспечивают судоходство регулярной информацией об условиях плавания и наиболее благоприятных путях и сроках проводки судов во льдах, а также краткосрочными прогнозами изменения обстановки.
В связи с бурным народнохозяйственным освоением недавно открытых па Крайнем Севере месторождении нефти, газа и других полезных ископаемых еще более возросло значение морского транспорта для развития заполярных районов. Поэтому для проводки судов по Северному Морскому пути закладываются и строятся новые мощные ледоколы, повышается техническая оснащенность арктических морских портов, ведутся изыскания новых трасс проводки судов, проводятся эксперименты по расширению периода навигации.
Соответственно повышается и значение научных изысканий, не только как основы для планирования работы судов во льдах, но и для рациональной организации проводки судов по наиболее безопасным судоходным трассам.