Информация, оборудование, промышленность

Родной крайний север

Родной крайний север

Для народа эти районы Мирового океана особенно близки и не только благодаря их географическому положению: в истории нашего государства страницы, относящиеся к изучению Арктики, путешествиям и открытиям первых полярных море и землепроходцев (восходящим к XVI—XVIII и более ранним векам), созданию Северного Морского пути и интенсивному освоению Арктики народнохозяйственному освоению богатств Севера в военные и послевоенные годы, занимают почетное место.

Современное бурное развитие северных и северовосточных районов страны полностью преемственно делам ряда поколений предшественников. Многие из них отдали Арктике не только свой труд, но и борьбе с ее суровой природой и свои жизни.

Сразу же после образования нашего государства были начаты изучение и освоение окраинных морей Северного Ледовитого океана, прилежащих к берегам Евразии.

Были организованы институты и специальные учреждении для комплексного изучения природы арктических морей и суши Крайнего Севера, изучения их сырьевых ресурсов, началось судоходство по северным морским и речным путям. Эти меры диктовались не только конкретными народнохозяйственными интересами того времени — доставлять для центральных районов страны по северным путям хлеб из Сибири, но и более серьезными причинами. Необходимо было вовлечь в орбиту народнохозяйственной жизни огромные территории Крайнего Севера страны с их нераскрытыми тогда полностью, поуже многообещающими богатствами недр, лесов, рек, возродить к жизни малые народы Севера, при царизме обреченные па вымирание. Важной задачей было проложить Северный Морской путь, который должен был соединить Европейскую часть страны с Дальним Востоком и стать важнейшей транспортной магистралью для связей Сибири с промышленными центрами. Это была большая государственная программа, к выполнению которой партия привлекла тысячи партийных и беспартийных энтузиастов — ученых, моряков, летчиков, геологов, строителей и других специалистов.

Период создания Северного Морского пути (30—50е годы) был также периодом активного изучения вначале арктических морей, по которым проходит эта магистраль, а затем и прилежащих районов Северного Ледовитого океана. В этот период проводятся мероприятия, которые как бы закладывали фундамент расширенных и углубленных современных исследований.

О том, какое значение для нашей страны могло иметь решение проблемы освоения Севера, можно судить хотя бы по двум интересным фактам:

северные районы нашей страны, расположенные за полярным кругом и прилегающие к арктическим морям, занимают 4,9 млн. кмг — свыше 22% всей территории нашей страны. На этой площади можно разместить все государства Европы;

Северный Морской путь почти в два раза короче других морских путей из Европы па Дальний Восток, например, путей через Суэцкий или Панамский каналы.

Намеченная программа с самого начала успешно выполнялась. Если в 1921 г. экспедициями обследовались только моря Баренцево и Карское, то в 1950—1970 гг. в Северный Ледовитый океан и арктические моря ежегодно отправлялись 20—25 экспедиций — судовых, воздушных, на дрейфующих льдах и т. п.

На материковом побережье и на островах за годы было построено свыше 100 постоянных форпостов науки, полярных станций, ведущих круглосуточное и повседневное наблюдение за арктической природой — ее атмосферой, геофизическими явлениями, за режимом морен и рек.

Оборудован Северный Морской путь, ежегодно сотни судов, проводимые мощными ледоколами, доставляют в заполярные порты жизненно важные для местных отраслей промышленности и населения грузы и вывозят из северной Сибири добываемое там сырье. А на берегах арктических морей, в устьях полярных рек — Оби, Енисея, Хатанги, Лены, Яны, Индигирки, Колымы — и в других районах возникли крупные промышленные комбинаты, полярные города и порты: Игарка, Дудинка, Норильск, Диксон, Тикси, Хатанга, Зеленый мыс, Певек и другие. Благодаря этим мероприятиям быстро увеличивается население Крайнего Севера.

Лес, цепные ископаемые, минеральные удобрения, а в последние годы нефть и газ, — все эти богатства Заполярья, входящие теперь в экономический потенциал нашего государства, осваиваются планомерно, все возрастающими темпами.