Информация, оборудование, промышленность

Неоднозначные тенденции на российском строительном рынке

Некоторые российские эксперты в области строительства утверждают, что в последнее время строительные услуги редко предлагаются комплексно. Чаще встречаются модели сотрудничества, в которых используется совместная работа нескольких компаний над одним объектом. Сферы ответственности компаний четко разграничены, и это облегчает контроль над выполнением работ. Например, строительные работы на объекте выполняются одной компанией. В этой компании есть и обычные строители, и крановщики, и монтажники, и инженеры, – большой штат профессионалов. Но предоставляться строительная техника вполне может другой компанией. То есть на время строительства, выполняется заказ крана, бульдозеров, самосвалов, спецтехники, в общем, всего необходимого оборудования для осуществления процесса строительства.
Но даже если взять период в строительной индустрии 7-8 лет назад, то и тогда строительные работы чаще всего предлагались комплексно (но с раздельной ответственностью). Самим строителям такая форма взаимодействия, при которой бригада выступает подрядчиком за определенный спектр работ намного удобней. Только сейчас многие застройщики объединились в крупнейшие компании, в которых, по количеству, работают десятки тысяч обычных «строительных бригад». И в данном контексте становится явным один момент, аренда строительной техники предоставляется крупнейшим заказчикам на особых условиях.
Если обычные услуги крана манипулятора в Москве можно заказать по ценам от 6 до 9 тыс. рублей (за смену работы), в случаях, когда не используются огромные телескопические вышки длиной более 30 метров, – тогда оплата может возрасти до 13 тыс. руб. за смену работы. При длительном сроке найма рентабельность услуг резко снижается. За сутки владелец единицы спецтехники получает в 1,5 – 2 раза меньше, чем если бы он предоставлял тот же объем услуг разным клиентам (которые он теперь предоставляет одной компании-заказчику). Но частникам никто не можем гарантировать стабильных заказов, а при работе с крупным заказчиком можно не волноваться о постоянстве в таких вещах, как зарплата, соцпакет и т.д.
Поэтому даже в советские времена, люди распоряжавшиеся строительным оборудованием или имевшие к нему доступ, часто зарабатывали на одном этом обстоятельстве. Сейчас услуги аренды техники предоставляются более цивилизованно, да и весь строительной рынок стал более прозрачным. А тот факт, что одни – кладут кирпичи, а другие – водят автокраны, то есть «сегментированный рынок строительства» – тот факт, который хотят подать нам, как новость, является давно обыденным обстоятельством. Сегментированность рынка – это нормальный позитивный процесс в строительной сфере, который обеспечивает четкую ответственность между заказчиком и подрядчиком строительных услуг. Вот только самые крупные застройщики могут позволить иметь у себя парк спецтехники внушительных размеров, а обычная компания, в которой объединены профессионалы-строители уровнем не ниже, не имеет возможности распоряжаться большим количеством единиц техники. Часто вся, имеющаяся в распоряжении компании техника, эксплуатируется на правах аренды.
Таким образом, крупнейшие строительные организации, по-прежнему предлагают услуги на самых выгодных условиях – конкурентов по ценам у них нет. Но и берутся такие компании не за каждый проект. Строительство дачи или собственного загородного дома обходится дешевле и надежней, когда выполняется собственными силами или под чутким руководством, но силами небольшой бригады, так как уровень профессионализма небольших компаний может быть вполне и даже более чем достаточен для строительства коттеджа. Главное – поговорить со строителями. На уровне общения часто сразу видно, разговариваешь ты с ответственным человеком, или нет.
К счастью, именно сегментированность рынка строительных услуг, позволяет уже на первом этапе работы над проектом выявить все «слабые» звенья и убрать их из команды. Если в экономике по всему миру мы наблюдаем процессы глобализации – объединение денежных систем, объединение государств и единых зон (Евросоюз), то в более скромных масштабах – в рамках одной отрасли мы видим отчетливые тенденции к сегментированности рынка.